ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Часть 1. Введение
  2. Часть 2. Исторические сведения
  3. Часть 3. Этика Джиу-джитсу
  4. Часть 4. Классификация базовой техники
  5. Часть 5. Программы обучения для групп начальной подготовки 1-2-го годов обучения и учебно-тренировочных групп 1-4-го годов обучения.
  6. Часть 6. Методическая подготовка.
  7. Часть 7. Программа для групп начальной подготовки (ГНП) 2 года обучения (11-12 лет, 5 кю - желтый пояс)
  8. Часть 8. Физическая подготовка
  9. Часть 9. Программа для учебно-тренировочных групп (УТГ) 1 года обучения (12-14 лет, 4 кю - оранжевый пояс)
  10. Часть 10. Физическая подготовка.
  11. Часть 11. Программа для учебно-тренировочных групп (УТГ) 2 года обучения (13-15 лет, 3 кю - зелёный пояс)
  12. Часть 12. Физическая подготовка.
  13. Часть 13. Программа для учебно-тренировочных групп (УТГ) 3 года обучения (14-16 лет, 2 кю - синий пояс)
  14. Часть 14. Физическая подготовка.
  15. Часть 15. Программа для учебно-тренировочных групп (УТГ) 4 года обучения (14-16 лет, 1 кю - коричневый пояс)
  16. Часть 16. Физическая подготовка.

Методические рекомендации по обучению джиу-джитсу. Часть 1

1.

Введение.
2.

Учебный материал.

2.1. Исторические сведения
2.2. Этика джиу-джитсу
2.3. Классификация базовой техники
2.4. Классификация технических степеней (кю,дан)
2.5.Основные принципы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
2.6. Основные методы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
2.7. Учебный план подготовки в часах по годам обучения
2.8. Программы для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
2.9. Учебные планы-графики для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
2.10. Рекомендации по наполняемости и режиму учебно-тренировочной работы в спортшколах и спортивных коллективах для ГНП и УТГ
2.11. Рекомендации по программе обучения для молодёжи старше 16 лет
2.12. Приложение 1 - показатели для контроля развития физических качеств

3.

Литература.

1. ВВЕДЕНИЕ
Джиу-джитсу является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств. Имея древние исторические корни, этот вид единоборств являлся прародителем таких видов как дзюдо и айкидо.
"Джиу-джитсу" в переводе с японского означает мягкое или гибкое искусство. "Дзю еку го-о сей суру" (мягкость победит силу и зло) - эта древняя японская формула школ джиу-джитсу как нельзя лучше выражает его теоретическую платформу. С научной точки зрения, джиу-джитсу можно рассматривать как средство воспитания отношений человека к окружающему миру и людям. Джиу-джитсу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные способы закалять свое тело и воспитывать волю. Джиу-джитсу представляет собой стройную систему побеждать, не затрачивая больших физических усилий. Являясь самой универсальной системой боевого искусства, джиу-джитсу объединяет в себе все наиболее эффективные приемы как при борьбе на средней и дальней дистанции, так и при борьбе на ближней дистанции и борьбе лежа. Выполнение приемов джиу-джитсу основано на глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей.
Целью занятия джиу-джитсу является достижение физического и нравственного совершенствования. Для достижения данной цели необходимо решить три группы задач - образовательных, воспитательных, оздоровительных. Группа образовательных задач состоит из усвоения теоретических и методических основ джиу-джитсу, овладения двигательной культурой джиу-джитсу, навыками противоборства с противниками, включая подготовку к соревнованиям (тренировку) и достижение высоких спортивных результатов.
Решение воспитательных задач предусматривает воспитание нравственных, волевых и физических качеств. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных и медицинских мероприятий.
Развитие этой системы средствами гармонического физического воспитания позволит привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом широкие слои населения, в том числе детей и молодежи.

Методические рекомендации по обучению джиу-джитсу. Часть 2

2. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
2.1. Исторические сведения
Джиу-джитсу является одной из наиболее древних систем единоборств Японии. Джиу-джитсу - вид боевого искусства, который имеет глубокие корни и впитал в себя наиболее рациональные элементы традиционных видов боевых искусств народов Востока (Японии, Китая, Кореи, Монголии и др.).
Пожалуй, наибольшее влияние на формирование джиу-джитсу оказали китайские боевые искусства, развитие которых непосредственно связано с развитием древней военной науки и вооружения.
Согласно древней легенде, японский врач Акаяма Сиробеи, живший в ХШ веке недалеко от Нагасаки, долгое время изучавший в Китае способы врачевания и познакомившийся там же с китайским боевым искусством кемпо, обучил по возвращению в Японию несколько своих учеников приемам защиты и атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос, - каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что, размышляя над этим, Акаяма вышел в сад. Ветви деревьев гнулись под снегом. Вот раздался хруст, и сломалась ветка ели, не выдержав тяжести, но рядом ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась. "Сначала поддаться, а потом победить", - этот сформулированный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в конце ХУ века под общим термином джиу-джитсу (в другом произношении - дзю-дзюцу, "дзюцу" - в буквальном переводе "сноровка", "искусство"). Ученики знаменитого медика основали школу джиу-джитсу под названием Иосин-рю, что в переводе означает "школа сердца ивы".
Техника джиу-джитсу бурно развивалась в феодальной Японии ХУ1-ХУП веков. В 1532 году Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в Японии технику школ джиу-джитсу и боевых приемов сумо и развил свой стиль - Такэноути (в Японии принято было в то время называть школы по имени инструктора или местности, где она располагалась). Школа Такэноути впитала в себя все лучшие достижения единоборств, и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения джиу-джитсу.
В 1558 году китаец Чан Юань Бинь обучил японских инструкторов джиу-джитсу Фукуно Масакатсу, Миура Иоситатсу и Исокан Дзиродзаимон приемам кемпо (искусство кулачного боя) стиля Цуань-шу (по-японски - какутен-дзюцу), известного также под названием кайко.
Фукуно впоследствии развил этот стиль, обогатив его приемами национального японского джиу-джитсу в своей школе Шинто-рю Вадзюцу, а его ученик Абараги Матаэмон основал школу Кито-рю (по некоторым источникам, школа Кито-рю была основана только в 1670 году инструктором Тэрада Канэмон).
В 1650 году Сэкигути Ясугокоро из Кисю создал школу Явара и начал обучать своих учеников специальным приемам страховки и самостраховки, он же ввел в джиу-джитсу новую форму тренировки - вольные схватки (рэндори).
Джиу-джитсу изучалось в специальных учебных заведениях для самураев. Большое значение придавалось развитию интеллекта учащихся. Занятия по совершенствованию техники в школах джиу-джитсу перемежались с занятиями по укреплению воли и духа. Каждая школа вырабатывала свой церемониал проведения занятий и соревнований. Большое влияние на формирование методики воспитания в японских школах оказывали идеи синтоизма, дзен-буддизма и конфуцианства.
Каждая из школ имела свою направленность; приемы, как правило, записывались в специальные книги "денсе", передаваемые из поколения в поколение по наследству.
В ХУШ-Х1Х веках с развитием огнестрельного оружия система боевого искусства джиу-джитсу потеряла свою значимость. Школы борьбы стали приходить в упадок. Необходимо было вдохнуть в джиу-джитсу новые идеи, тем самым дать новый толчок к его развитию. Человеком, который сумел сформулировать и развить эти идеи, был мастер джиу-джитсу и основатель дзюдо, выдающийся педагог, просветитель и тренер - Кано Дзигоро (1860-1938 г.г.).
Кано вырос в обедневшей самурайской семье, однако его отец довольно успешно занимался торговле и составил приличное состояние. С детства Кано не отличался завидным здоровьем и силой, что натолкнуло его на решение поступить в школу джиу-джитсу к одному из знатоков древнего искусства Яге Тайноске. После учебы у Яге Тайноске 17-летний Кано был рекомендован в главную школу Тенсин-синье-рю к наставникам Фукуда Хатиноске и Исо Масатоми. Основной направленностью этой школы были болевые приемы, удары по болевым точкам, удушения и т.д. Основным методом тренировки был принят рэндори. Более двух лет Кано посвятил занятиям в этой школе, и после смерти своих наставников, как лучший ученик, унаследовал все "дансе" мастера Исо Мисатеми с описанием приемов школы. В 1881 году Кано приступил к занятиям в школе совершенно другого направления - Кито-рю, где основное внимание уделялось технике бросков, ученики изучали сложнейшие ката. Около двух лет занимаясь в этой школе, Кано стал лучшим учеником, и старший наставник школы Дзикубо Тсунитоси вручил ему диплом мастера школы Кито-рю.
В 1882 году Кано открывает в помещении синтоистского храма Эйсходзи свою школу Кодокан ("дом постижения пути"). Зал борьбы - додзе в храме Эйсходзи представлял собой помещение размером 4х5 метров (12 татами). Еще в течение 5 лет со своими учениками (первый год у Кано было 9 учеников) Кано уточняет и дополняет свою систему, которую он называет дзю-до ("мягкий путь"). Он много ездит по стране, совершенствуя и обобщая опыт, накопленный различными школами джиу-джитсу.
Нельзя не отметить огромный вклад, внесенный в современные школы джиу-джитсу мастерами айки-дзюцу, искусство которых восходит к древнему периоду Японии Х-ХУ веков. Развитие его проходит в среде самураев самого знатного происхождения кланов Минамото, Такэда и Айдзу. Наибольшие заслуги в сохранении этих приемов принадлежат одному из духовных наставников клана Айдзу Сайго Таноме Тикамасе (1829-1905 г.г.). В период реформации самурайства (революции Мейдзи) Сайго Таноме сохранил многие традиции и технические приемы айки-дзюцу, дошедшие благодаря ему до нашего времени и широко используемые в техническом арсенале многих современных школ джиу-джитсу. Впоследствии преемники Сайго Таноме - мастера Сокаку Такеда и его сын Такимуне Такеда - открыли на Хоккайдо школу Дайто-рю, техника которой, как считают специалисты, легла в основу современного айкидо, созданного в 1938 году японским мастером Морихеи Уэсиба.
Свой вклад в развитие современных школ джиу-джитсу внесли и такие известные школы как Есин-рю, Хакко-рю, Реи-синто-рю и др.
Сегодня искусство джиу-джитсу получает как бы второе рождение, и, несмотря на то, что для достижения ощутимых результатов требуется продолжительная и настойчивая работа, все больше и больше любителей боевых искусств увлекаются этим древним видом японской борьбы. Кроме того, учитывая, что джиу-джитсу - это система приемов, предназначенных для защиты как от безоружного противника, так и от вооруженного, этот вид боевого искусства находит широкое применение при подготовке спецподразделений МВД, полиции, служб безопасности, армии и флота.
От простого к сложному, от изучения простейших принципов джиу-джитсу к пониманию его духа и основ мироздания - вот путь, по которому должен идти каждый, кто увлекается этим видом боевого искусства.

Методические рекомендации по обучению джиу-джитсу. Часть 3

2.2. Этика джиу-джитсу
Понятие "этика джиу-джитсу" включает в себя исторически сложившиеся японские обычаи, традиции, нормы поведения и морали, которые соответствуют духу и принципам джиу-джитсу. Все, начиная с правил ношения одежды и кончая порядком проведения поединков, имеет свой регламент, во всех школах джиу-джитсу этические нормы строго выполняются. Японцы считают, что ученик, пренебрегающий этикой, не может продолжать занятия.
Грязная одежда, небрежно повязанный пояс, неопрятные волосы, неприятный запах и т.д. - все это грубые нарушения этики джиу-джитсу, за которые ученик может быть серьезно наказан. Неэтично во время занятий вести разговоры или во время объяснения преподавателя принимать небрежную позу. В традиции джиу-джитсу входят специфические правила поведения во время тренировок и соревнований, регулирующие отношения между учениками в группе, а также преподавателем и учениками. Выполнение этих правил требует строго уважительного отношения друг к другу, готовности к взаимопомощи, недопущения проявлений бестактности и грубости,. При занятиях джиу-джитсу недопустимы оскорбления, обман, лицемерие, ханжество, заносчивость и другие негативные проявления характера. Обязательное условие для каждого ученика - уважение к преподавателям, старшим и более опытным товарищам и, соответственно, благожелательность и помощь с их стороны.
Японцы говорят: "Джиу-джитсу начинается с поклона и кончается поклоном". Действительно, поклонам в джиу-джитсу отводится очень серьезное место. Поклоны делаются в знак уважения и в знак приветствия, поклоны совершаются в знак благодарности и в случае готовности к ведению поединка. Даже входя и выходя из зала, ученик обязан совершить поклон в знак признательности месту, где он смог пройти еще одну частичку пути к своему совершенствованию.

Методические рекомендации по обучению джиу-джитсу. Часть 4

2.3. Классификация базовой техники
Техника джиу-джитсу очень разнообразна и насчитывает более шести тысяч приемов. В данном пособии даны основные базовые приемы, которые классифицируются следующим образом:

1. Позиции (стойки) (сизей)
2. Технику передвижений (синтай)
3. Технику поворотов и подворотов (тайсабаки)
4. Технику бросков (нагеваза)
5. Технику ударов по болевым точкам (атемиваза)
6. Технику защит (укеваза)
7. Удушения (шимеваза)
8. Удержания (осаекомиваза)
9. Болевые приемы (кансетсуваза)
10. Технику падений (укеми)
11. Технику захватов (кумиката)

Можно классифицировать технику джиу-джитсу и более упрощенно:

1. Техника бросков - нагеваза
2. Приемы контроля противника - катамеваза
3. Техника ударов по болевым точкам - атемиваза

2.4. Классификация технических степеней (кю, дан)
В джиу-джитсу, как и в других японских единоборствах, каждому борцу присваивается степень (разряд), определяющая его мастерство. Существует 6 младших степеней (кю) и 10 старших степеней (данов), каждая из которых обозначается своим цветом пояса и некоторыми дополнительными знаками. Таблица 1 показывает последовательность присвоения степеней, соответствующие им цвета пояса, а также спортивный разряд в соответствии с ЕВСК.
Для присвоения каждой степени ученик должен сдать экзамен, на котором оцениваются его практические и теоретические знания, волевые качества, стаж занятий джиу-джитсу, а также результаты выступления на соревнованиях. Борцу может быть присвоена более высокая степень без сдачи экзаменов в том случае, если он показал более высокий результат на соревнованиях высокого ранга.
Соответствующие даны присваиваются и преподавателям. При этом им присваивается и определенное звание, подчеркивающее их квалификацию и заслуги в развитии джиу-джитсу (см.Таблицу 2)
Для присвоения 1 дана, как правило, необходимо регулярно заниматься не менее 3-5 лет. Есть и некоторые возрастные ограничения, так, например, 1 дан не присваивается борцам младше 14 лет, 5 дан - борцам младше 25 лет, а 8 дан - преподавателям младше 50 лет.

2.5. Основные принципы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
Японскими мастерами были определены три основные составные части подготовки: "син" (внутренний, духовный элемент), "тай" (элемент физической подготовки) и "ги" (элемент технической подготовки). Все три элемента составляют единое целое и символически изображаются в виде треугольника, в основании которого находятся элементы "тай" и "ги", а в вершине - духовный элемент "син" (Рисунок 1).

"Каждое движение начинается в душе, откликается в импульсе воли и реализуется физической силой через подготовленные технические действия", - эта древняя формула, лежащая в основе изучения боевого искусства джиу-джитсу, свидетельствует о том, что без гармонии всех трех элементов нельзя достигнуть максимального результата. Пробел в любом направлении свидетельствует о неподготовленности и должен быть скорейшим образом восполнен.
Обучение джиу-джитсу происходит посредством постоянной многолетней тренировки под руководством опытных тренеров и преподавателей.
Тренировка - сложный, многосторонний процесс, в котором действуют закономерности как общего, так и специального характера. Этот процесс осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Соблюдение нижеизложенных принципов является основополагающим моментом всей спортивной подготовки.
Принцип сознательности: определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке, ясное и отчетливое понимание цели, задач, средств, методов тренировки. Предусматривает воспитание и особенно самовоспитание способности концентрировать, усиливать и направлять мысли и сознание на волевые и физические действия, на выполнение спортивных упражнений.
Принцип активности: определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки.
Принцип специализации: этот принцип указывает, что объективно необходимым условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на избранном предмете спортивных занятий. Специализированная направленность должна придаваться овладению техникой и тактикой, воспитанию волевых качеств, приобретению общего физического развития и т.д. Однако спортивная специализация является односторонней только по цели, путь к которой проходит через применение многих разнообразных упражнений и воздействий, через реализацию принципа всесторонности.
Принцип всесторонности: определяет необходимость всестороннего развития спортсмена, включая высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, физическое совершенство в целом. Специфика джиу-джитсу заключается в том, что от ученика требуется не только отличное знание техники, но и глубокие разносторонние теоретические и философские знания.
Принцип системности: определяет системный подход к спортивной подготовке - последовательность освоения базовой техники, теоретических и практических знаний, соответствующие этапу подготовки, возрасту, квалификации спортсмена методы и способы тренировки, многоуровневый и оперативный контроль результатов и т.д.
Принцип возрастающих нагрузок: правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсменов основывается на принципе их возрастания. Этот принцип определяет четыре пути возрастания нагрузок, которые используются в зависимости от этапа подготовки, возраста и квалификации спортсмена:

1. Постепенный
2. Скачкообразный
3. Ступенчатый
4. Волнообразный

Принцип повторности и постоянности: определяет, что все многообразные задачи спортивной подготовки решаются через повторное выполнение упражнений, технических действий, заданий, тренировочных работ и занятий, соревновательных стартов и т.д. Повторение тренировочных и соревновательных нагрузок органически связано с интервалами времени между ними и с восстановительными процессами в организме спортсмена. При этом число повторений и нагрузок в них, цель, характер и продолжительность интервалов зависят от задач, средств и методов подготовки, а также связаны с этапом подготовки, возрастом и квалификацией спортсмена. Рост мастерства зависит от многолетнего и постоянного участия в тренировках.
Принцип разнообразия и новизны: определяет включение в подготовку спортсменов отличающихся от обычных по форме и содержанию упражнений, сохраняющих вместе с тем направленность на решение задач общей и специальной подготовки применительно к джиу-джитсу. Это также дает отдых для психической сферы, устающей от привычного фона занятий, усиливает воздействие всех применяемых средств и методов.
Принцип наглядности: этот принцип не должен пониматься упрощенно, только как показ. Он предусматривает создание точного и полного представления о движении, тактике, манере поведения и соответствия выполнения этих действий представленной модели. Наглядное представление создается на разной основе и зависит от возрастных особенностей восприятия, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмeна. Например, в детском возрасте преобладает восприятие посредством зрения и двигательного копирования. Позже большее значение приобретает объяснение словами теоретических основ.
Принцип индивидуализации: предусматривает индивидуальный подход к каждому спортсмену и реализует педагогический принцип доступности. На тренировке перед спортсменом необходимо ставить посильную задачу, учитывая его возраст, квалификацию, этап подготовки. Выполнение такой задачи вызывает уверенность в своих силах и стремление к выполнению более сложных задач.

2.6. Основные методы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
В спортивной подготовке используются различные методы воспитания, обучения и тренировки. Эти методы определяют способы, приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требований. Цель любого метода - обеспечивать наибольшую эффективность используемых средств для достижения поставленных задач. Один из основных методов - это упражнение, реализуемое тремя его разновидностями: повторным методом, игровым и соревновательным.
Повторный метод. Основная цель повторного метода - выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и добиваясь совершенствования их выполнения. В зависимости от целей и задач этапа подготовки можно использовать повторный метод в разных вариантах, различающихся по характеру и величине проявляемых усилий (максимальный, умеренного воздействия и т.д.), по характеру повторности (повторный, интервальный и т.д.), по составу упражнения (целостный, расчлененный и т.д.).
Повторный метод широко используется в спортивной подготовке борца джиу-джитсу. Основными являются два вида упражнений: учикоми и ката.
Учикоми - многократное повторение приема или отдельных элементов приема как с партнером (учикоми гейко), так и без партнера (тандеку реншу). Если учикоми выполняется с партнером без броска на татами, такое выполнение носит название бутсукари.
Для выполнения учикоми гейко необходимо не только отрабатывать отдельные фазы приема, но и моменты слияния двух фаз. На начальных стадиях изучения технических действий для отработки техники передвижений, поворотов, защит, бросков и ударов, а также для разминки рекомендуется выполнять тандеку реншу (упражнения без партнера). Выполнять упражнение следует как в правую, так и в левую сторону.
Ката - формализованное выполнение приемов в заранее известных условиях. Термин "ката" можно использовать также для обозначения показательного исполнения приемов. Выполнение и разучивание ката можно проводить как полностью (выполнение последовательно всех входящих в ката приемов), так и поэлементно (многократное выполнение отдельных приемов, входящих в ката). На начальной стадии предпочтение отдается второй форме. Особенно необходимо выполнение ката для отработки правильности позиций и передвижений, поворотов и захватов. Скорость выполнения ката при показательных выступлениях строго регламентируется.
При обучении технике джиу-джитсу повторным методом необходимо соблюдать следующие основные требования:
1. Во время упражнения строго контролировать правильность позиции ученика. Только выполняя это требование можно добиться эффективного выполнения техники и устойчивого равновесия.
2. Добиваться достижения учеником концентрации в нужный момент времени и в нужной точке пространства, что дает возможность полного контроля своих действий.
3. Добиваться при выполнении упражнений и технических действий правильного дыхания (каждой фазе технического действия должна соответствовать определенная фаза дыхания).
Игровой метод. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочными целями в форме игры позволяют сохранить интерес в процессе занятия, особенно у юных спортсменов. В спортивной подготовке борцов джиу-джитсу можно использовать выполнение отдельных заданий в подвижных играх , элементы спортивных игр и спортивные игры в разных вариантах.
Соревновательный метод. Упражнения и задания выполняются в виде состязаний, вызывающих проявление резервных сил и возможностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность. Соревновательные методы незаменимы при необходимости выбрать наилучшие из нескольких вариантов решения одной и той же задачи (разные способы подготовки атакующих действий, тактические комбинации и др.). В подготовке борца джиу-джитсу одним из соревновательных методов является рандори - совокупность свободных действий (приемов) в условиях, приближенных к реальной борьбе. Используются следующие виды рандори:
1. Какари гейко - борьба с односторонним нападением с частичным или полным сопротивлением противника (уке). Уке не имеет права атаковать и контратаковать. Задача нападающего (тори) - пробиться через защиту уке и вывести его в невыгодное положение. На начальных стадиях подготовки (1-2 год обучения) рекомендуется ограничивать тори единичной атакой. После каждой атаки уке и тори возвращаются в исходное положение и начинают борьбу вновь.
2. Якусоку гейко - борьба с частичным сопротивлением противника в заранее заданной ситуации.
3. Дзю гейко - свободные схватки при произвольном движении противников.
Можно применять и другие формы, например:
Суто-гейко - технически лучше подготовленный ученик принимает без сопротивления или с незначительным сопротивлением атаки своего соперника, разрешает ему проводить приемы, исправляет в процессе борьбы ошибки атакующего.
Кумиката-рандори - тори старается применить лучший прием индивидуальной техники. Цель тори - навязать сопернику свой прием, привести его в тактически невыгодное положение. Упражнение проводится с различными партнерами, время работы с одним партнером не должно превышать 2-3 минуты.
Все варианты рандори могут применяться для отработки приемов как в комплексе, так и для отработки отдельно техники бросков, защит, ударов, захватов.
Можно порекомендовать следующую последовательность в обучении приемам джиу-джитсу: каждый прием отрабатывается сначала в учикоми, затем в ката, а затем в якусоку-гейко и дзю-гейко. Особое внимание необходимо уделять отработке ударов и бросков во взаимосвязи с защитами, выполняя разнообразные связки из этих технических действий.
Только использование всех методов спортивной подготовки в правильно выбранном соотношении может дать оптимальный результат.

 

 

Методические рекомендации по обучению джиу-джитсу. Часть 5

2.8. Программы обучения для групп начальной подготовки 1-2-го годов обучения и учебно-тренировочных групп 1-4-го годов обучения

Программа для групп начальной подготовки (ГНП) 1 года обучения (10-11 лет, 6 кю - белый)

1. Технико-тактическая подготовка

1.1. Техника

Техника падений - укемиваза:

1. Падение на спину
2. Падение на бок (вправо и влево)
3. Падение через партнера на спину
4. Кувырок вперед
5. Кувырок назад

Основные стойки - сизей:

1. Шизен-хантай
2. Дзиго-хантай
3. Миги-шизентай, хидари-шизентай
4. Миги-дзиготай, хидари-дзиготай

Техника передвижений - синтай

1. Аюми-аши (передвижения обычными шагами)
2. Цуги-аши (передвижение подшагиванием)

Техника поворотов и подворотов

1. Поворот вправо и влево на 90 градусов
2. Поворот вправо и влево на 180 градусов

Техника захватов - кумиката

1. Захват рукав-отворот
2. Захват рукав-одежда на спине
3. Захваты за запястья

Техника бросков - нагеваза

1. Деаси-бараи (боковая подсечка)
2. О-сото-гари (отхват)
3. О-госи (бросок через бедро захватом на спине)
4. Моротэ-сеой-наге (бросок через плечо двумя руками)

Техника борьбы лежа - неваза

1. Кеса-гатаме (удержание сбоку)
2. Еко-сихо-гатаме (удержание поперек с захватом ноги и пояса)
3. Уде-гарами (узел поперек)
4. Дзюдзи-гатаме (перегибание локтя захватом руки двумя ногами)

Техника ударов - атэмиваза

1. Мае-ате (удар кулаком вперед)
2. Мае-гери (удар ногой вперед)

Техника защит - укеваза

1. Аге-уде-уке (верхняя защита предплечьем)
2. Гедан-бараи (нижняя защита предплечьем)

1.2. Тактика

1. Сбор информации о противнике (вес, рост, физическое развитие)
2. Использование опережающих действий (захватов)
3. Проведение в учебном поединке в борьбе лежа определенного вида удержания
4. Анализ проведенного учебного поединка (свои технические действия, технические действия противника)
5. Выбор стойки в зависимости от атакующих действий противника в учебном поединке

2. Физическая подготовка
2.1. Специальная физическая подготовка
Развитие специальных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, силы) с помощью приемов и средств джиу-джитсу, например: многократное выполнение отдельных приемов или их частей (учикоми) с разными по весу и росту партнерами в разных скоростных режимах, многократное повторение технических действий с использованием резиновых амортизаторов, макивары, манекена и т.д.
2.2. Общая физическая подготовка
Развитие общих физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, силы) с помощью физических упражнений (акробатических, гимнастических, легкоатлетических и т.д.), а также строевых упражнений и игр.

3. Психологическая подготовка
3.1. Волевая подготовка Развитие волевых качеств (решительности, настойчивости, выдержки, смелости):

1.

Проведение поединков с моделированием ситуаций, приближенных к реальным соревнованиям
2.

Выполнение заведомо сложных технических действий в поединке с более сильным противником
3.

Педагогические методы: убеждение, разъяснение, беседа и т.д.

3.2. Нравственная подготовка
Развитие нравственных качеств (трудолюбия, вежливости, взаимопомощи, дисциплинированности и т.д.):

1.

Изучение этики джиу-джитсу
2.

Педагогические методы: убеждение, разъяснение, беседа и т.д.

 

Методические рекомендации по обучению джиу-джитсу. Часть 6

4. Методическая подготовка
4.1. Теоретическая подготовка:

1. История джиу-джитсу
2. Этика джиу-джитсу
3. Гигиенические требования к занимающимся
4. Основные правила соревнований (разрешенные и запрещенные приемы)

5. Соревновательная подготовка
Участвовать в 1 соревнованиях или показательных выступлениях.

6. Зачетные требования - проведение контрольных испытаний

1. Критерии освоения технических действий (назвать и выполнить техническое действие в стандартных условиях)

Оценка Уровень освоения
Неудовлетворительно Не выполнил, назвал и выполнил с грубыми ошибками
Хорошо Назвал и выполнил с незначительными ошибками
Отлично Назвал и выполнил без ошибок


2. Основные показатели для контроля развития физических качеств - набрать не менее 6 баллов

 

Методические рекомендации по обучению джиу-джитсу. Часть 7

Программа для групп начальной подготовки (ГНП) 2 года обучения (11-12 лет, 5 кю - желтый пояс)

1. Технико-тактическая подготовка
1.1. Техника
Техника падений - укемиваза:
Повторение и совершенствование:

1.

Падение на спину
2.

Падение на бок (вправо и влево)
3.

Падение через партнера на спину
4.

Кувырок вперед
5.

Кувырок назад

Изучение:

1.

Падение через партнера на бок (вправо и влево)
2.

Кувырок через плечо с элементами укеми (вправо и влево)
3.

Кувырок через партнера

Основные стойки - сизей:
Повторение и совершенствование

1.

Шизен-хантай
2.

Дзиго-хантай
3.

Миги-шизентай, хидари-шизентай
4.

Миги-дзиготай, хидари-дзиготай

Изучение:

1.

Некоаши-дачи
2.

Мусуби-дачи

Техника передвижений - синтай
Повторение и совершенствование:

1.

Аюми-аши (передвижения обычными шагами)
2.

Цуги-аши (передвижение подшагиванием)

Техника поворотов и подворотов
Повторение и совершенствование:

1.

Поворот вправо и влево на 90 градусов
2.

Поворот вправо и влево на 180 градусов

Техника захватов - кумиката
Повторение и совершенствование:

1.

Захват рукав-отворот
2.

Захват рукав-одежда на спине
3.

Захваты за запястья

Техника бросков - нагеваза
Повторение и совершенствование:

1.

Деаси-бараи (боковая подсечка)
2.

О-сото-гари (отхват)
3.

О-госи (бросок через бедро захватом на спине)
4.

Моротэ-сеой-наге (бросок через плечо двумя руками)

Изучение:

1.

О-ути-гари (зацеп голенью изнутри под разноименную ногу)
2.

Сасае-тсури-коми-аси (передняя подсечка)
3.

Тай-отоси (передняя подножка)
4.

Иппон-сеой-наге (чистый бросок через плечо)

Техника борьбы л
Создать бесплатный сайт с uCoz