НУНЧАКУ

Нунчаки

Назад в меню Брюс Ли

ИСТОРИЯ НУНЧАКУ

Во все времена человек с удивительным упорством стремился подчинить себе подобных, изобретая для этого все новые и новые виды оружия. Среди их многообразия оказалось и гибкое (сочлененное) палочное оружие, предшественником которого являются крестьянские цепы, издавна применявшиеся для обмолота ржи, пшеницы и т. п.

Неутомимая страсть к совершенствованию позволила умельцам Востока создать много оригинальных образцов оружия, дожившего до наших дней и обладающего боевыми исключительными возможностями. Среди самых популярных оказались окинавские нунчаку (нунтя-ку), увлечение которыми волной прокатилось по Западной Европе и Америке, не оставив в стороне и нашу страну.

Брюс Ли

Предшественницей нунчаку считают двухсекционную палку, смонтированную искусным мастером ушу Чжао Куаньинем, ставшим позднее первым императором китайской династии СУН (960—1279 гг.). Он много путешествовал, имея всегда с собой шест, которым ловко пользовался в стычках с разбойниками. Однажды во время боя конец палки был срублен. Мастер не стал выбрасывать отсеченный кусок из дорогого дерева, а привязал его к оставшейся части, создав таким образом новое оружие — несимметричную двухсекционную палку (соу-джи), очень напоминающую (по виду, но не по размеру) один из образцов современных нунчаку. Через некоторое время в бою был отсечен и второй конец шеста . Недолго думая, Куаньинь прикрепил и его, получился знаменитый трехсекционный шест — сань цзе гунь.

Это удобное и эффективное оружие известно еще под названием „палочки дракона“. Оно использовалось воинами охраны и стало эмблемой тех, кто сопровождал по стране торговые караваны.

СТОЙКИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЕ НУНЧАКУ

В боевых искусствах названия стоек обычно определяются по положению ног и корпуса; руки играют вспомогательную роль. При работе с оружием каждое положение нунчаку может быть характерной позицией, обеспечивающей максимальную эффективность того или иного технического действия. Здесь, конечно, руки и положение ног одинаково важны, причем в начале учебного процесса боец должен уделить большее внимание рукам. Речь идет о создании новых рефлексов движений рук, когда база любого боевого искусства уже хорошо усвоена. Разумеется, новые движения рук с использованием оружия вначале отрабатываются в удобной фронтальной позиции (1).

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Со временем ситуация будет меняться. Когда очередное движение для рук будет хорошо получаться, начинайте его тренировать при других статических положениях тела и ног. Как правило, вне зависимости от стилей, таковыми являются: 

1. Широкая фронтальная стойка (2);
2. Передняя стойка (3);
3. Задняя стойка (4);
4. Различные скрученные позиции (5).

Рисунок 4 Рисунок 5

На приведенных здесь рисунках демонстрируются всем известные классические позиции, изучаемые в большинстве стилей боевых искусств как базовые.
После того как вы опробуете движения нунчаку в этих позициях на обе руки с использованием бедер, следующим шагом в вашем развитии должна стать тренировка этого же технического приема в движении. Работайте с теми же позициями, передвигаясь в стороны, наступая и отступая. Вы сразу увидите, какие движения нунчаку лучше и эффективнее в разных позициях. Проводите эту работу, помня о двух главных перемещениях: скользящем и бросковом (терминология школы А.Комлева). Разница между ними существенная, но они не заменяют друг друга.

Рисунок 6-8

Отличительная особенность скользящего перемещения — одновременность атаки и шага. В момент, когда боец заканчивает передвижение и принимает фиксированное положение, следует атака оружием. На рисунках показан пример такого перемещения. Боец из левосторонней передней позиции делает скользящий шаг правой ногой вперед; нунчаку находится в положении правого подмышечного захвата (6-8). Одновременно с заключительной фазой шага следует атака вертикальным хлыстом, после чего свободная рукоятка нунчаку вновь возвращается в положение подмышечного захвата (9-11).

Рисунок 9-11

Отличительная особенность броскового перемещения — первичность атаки. Здесь атака оружием заканчивается раньше, чем начинается движение ног. Тот же вертикальный удар от подмышки с возвратом боец демонстрирует теперь из правосторонней передней позиции (12). Он стремительно начинает атаку оружием и задает импульс всему телу, как бы бросая его вперед (13). Свободная рукоятка нунчаку уже принимается обратно подмышку, а правая нога только еще оторвалась от земли (14). Затем она ставится на землю и потом подтягивается левая нога (15). Таков смысл броскового шага.

Рисунок 12-15

Движения рук и ног, перемещения тела, как при скользящем, так и при бросковом шаге очень быстры. Если у вас не получается сразу комбинирование движений ног и рук с оружием, добейтесь сначала совершенной работы одних ног. Когда все движения будут скоординированы и вы добьетесь соблюдения трех принципов (точность, скорость, сила) как в статических стойках, так и в любых движениях, выученный технический прием выносите в сферу четвертого принципа — «уплотнение» техники. Это такой уровень мастерства, когда нунчаку одинаково хороша в любом положении и движения максимально рациональны и эффективны. К пониманию четвертого принципа идут годами. Начиная работу с оружием, может быть, не нужно каждое вновь открываемое движение рук переносить через все ступени одновременно. Теория четырех принципов — только теория; на практике все может выглядеть иначе. Отдавайте должное постепенности.
Говоря о положениях тела, следует сказать, что с оружием все они приобретают иной смысл. И само оружие теперь также зависит от положения тела. В самом начале учебного процесса, когда новые технические приемы для рук вам приходится выполнять во фронтальной естественной позиции, эта зависимость не так заметна. Однако с началом работы в других стойках проблема становится очевидной. Это тем более относится к практическому бою, когда поединок придется вести в левосторонней или правосторонней позиции, но только не во фронтальной. Здесь положение оружия четко задано по отношению к телу. Оно может быть трех типов:

Рисунок 16 Рисунок 17 Рисунок 18

Одноименным. Как правило, так называют положение, когда рука с оружием соответствует стоящей впереди ноге, например оружие в правой руке и правая нога впереди (16). Реже - говоря об одноименном положении, по отношению к повернутому вперед боку, выдвинутому плечу или выставленной руке;
Разноименным(17)
Фронтальным или центральным, когда положение ног не оказывает существенного влияния на действие рук (18).

На рисунке показана широкая фронтальная позиция с нунчаку, полностью растянутой за талией.

Перечисленные положения относятся к работе с одним оружием. В зависимости от положения нунчаку по отношению к корпусу, те или иные технические приемы будут более эффективными или совсем не эффективными. Все это вам предстоит определить самостоятельно в ходе индивидуальной практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРЕНИРОВКАМ

Перед тренировкой необходимо разогреть все тело, в особенности уделить внимание области поясницы, рукам и пальцам (хотя это не значит что другие части тела разогревать не надо!). После разминки необходимо выровнять дыхание. Для чего производят восстановительное дыхание. Обо всем этом будет сказано позже.

В процессе тренировок при проведении приемов достигаются в основном следующие три их качества: точность, быстрота и сила. Немалое значение при этом всем имеет и выносливость бойца.

Достижение одновременно всех трех качеств практически невозможно. Прежде всего внимание со стороны должно уделяться точности проведения приема, паралельно увеличивая скорость и затем уже силу удара. Следует отметить что часто сила удара будет возрастать паралельно с увеличением скорости. Хотя помимо этого стоит уделять внимание и на отдельную наработку силы и выносливости при помощи тяжелого орудия. Как правило эта стадия технической наработки отрабатывается после полного освоения приема. Это необходимо для уменьшения вероятности нанесения травм бойцом самому себе.

Итак, если заговорили о травмах, следует сделать несколько замечаний. Как правило травмы возникают в случае невнимательности, чрезмерной поспешности, когда не хватает достаточной квалификации при проведении приема и перетренированности, когда кисть ослаблена и не имеет достаточно сил для контроля траектории движения нунчаку. В последнем случае возможность получить травму особенно высокая и имеет смысл (замечание) и для опытных бойцов. Следует заметить что травмы в лучшем случае могут причинить неудобства, синяки, ушибы и ссадины, в худшем случае вывести надолго бойца из строя (при травмах головы, коленей, плечей, ключицы и т.п.). Поэтому особо важное значение при тренировках имеет контроль своего внутренного состояния (спокойствия, уравновешенности, непоспешности) при проведении приема и правильная оценка утомленнности тела, для перехода на отработку менее опасных приемов.

Как уже и говорилось советуется использовать три вида нунчаку: легкие (безопасные), утяжеленные, боевые. Следует заметить что большую часть времени боец должен проводить с боевым нунчаку, оставляя на утяжеленные около 20-25 процентов всего времени работы с оружием. Кроме того для наработки техники следует пользоваться тремя режимами отработки приемов:

1. Медленный - в этом режиме изучается прием, траектория движения рукояток, соответственно следует использовать легкие нунчаку во избежание получения травм.

2. Средний - часто используется для разогрева и подготовки к боевому режиму, а также для выработки силы и выносливости рук при помощи боевых и утяжелынных нунчаку.

3. Боевой - выполнение приемов с максимальной скоростью и силой.

РАЗМИНКА

Перед началом работы с нунчаку, как, впрочем, и с любым другим оружием, а также в любой практике боевого искусства совершенно необходимо разогреть все тело и привести его в надлежащий тонус. Здесь мы приводим только минимальную часть разминки, затрагивающую пальцы и кисти рук, а также плечевой пояс, области поясницы, тазобедренного сустава, хотя это не значит что не надо работать над остальными частями тела. Вообще я предлагаю в качестве разогрева пробежку дистанции такой длины при которой ваше тело полностью разогреется но ещё не успеет утомиться (такая дистанция для каждого из нас индивидуальна и зависит от физической подготовки). После этого можно переходить к ниже изложенным упражненяим. С другой стороны это поможет вам провентилировать легкие. Главное следите за дыханием во время бега, если чуствуете что трудно дышать на такой скорости снизьте её - ваша цель размять тело а не поставить какой-либо рекорд.

Небольшой комплекс рассчитан всего на 5-10 минут, в зависимости от условий, в которых вы собираетесь проводить свою тренировку.

1. Возьмите правой рукой в кулак большой палец левой руки и оттяните одним движением его суставы (1). Можете попробовать еще раз. То же самое проделайте со всеми пальцами обеих рук.

2. Хват пальца тот же. Осторожно поверните его по часовой стрелке и против нее. Попробуйте это движение совместить с вытягиванием. Не забывайте пройти каждый палец на обеих руках.

3. Образовав из указательного и среднего пальцев одной из рук «вилку», поместите в нее палец другой руки. Легким давящим движением «вилки» пригибайте палец наружу. Давление приходится в его основание (2). Пройдите каждый палец на обеих руках.

Рисунок 1, 2, 3

4. Соедините пальцы перед собой. Давящим движением постарайтесь добиться прямого угла пальцев относительно ладони (3, 4).

5. Согните пальцы внутрь, вдавите в ладонь. Сначала по отдельности, затем четыре вместе (5).

6. Помогая второй рукой, постарайтесь прижать большой палец к запястью (6).
Примечание. Не бойтесь хруста суставов. Это нормальное явление, а не патология. Мнение посторонних людей о вредном влиянии этих упражнений на суставы всего лишь предрассудок.

Рисунок 4, 5, 6

7. Сложите ладони вместе перед собой. Не разъединяя их, поведите руки вниз. Пальцы обращены вверх (7). Затем переверните ладони пальцами вниз и поведите руки вверх (8).

8. В том же положении (пальцы смотрят вверх) подавите ладони влево-вправо (9).

Рисунок 7, 8, 9

9. Соедините ладони за спиной на уровне лопаток. В этом положении несколькими движениями назад постарайтесь расправить локти (10).

10. Соедините кисти за спиной, как показано на рис. 11 (правая рука заведена сверху над левым плечом). Сделайте в этом положении несколько круговых вращений корпуса в разные стороны. Затем смените руки и повторите вращения.

11. Соедините кисти за спиной (правая рука заведена сверху над правым плечом). Подвигайте локтем правой руки вверх-вниз. Поменяйте руки (12).

 

Рисунок 10, 11, 12

12. В упоре лежа, не сгибая рук, делайте вращательные движения плечами, как бы вы это делали стоя (13).

Рисунок 13

13. Займите следующее положение - широко расставьте ноги - приблизительно на две ширины плеч. Согните колени, спину держите прямо. Было бы .желательно если бы руками вы держались за что-то на уровне плеч (14). В других вариантах можно держать перед собой на уровне поясницы или положить на бедра или на колени. Теперь не двигая колени и плечи сделайте движения бедрами сначала вперед-наверх, затем назад-наверх и так несколько раз.
Примечание. Не обращайте внимания на боль и хруст возникающую в пояснице. И постарайтесь это делать в далеке от чужих глаз - так как упражнение выглядит достаточно неприглядно)

Рисунок 14

14. В том же положение (см. упр.13) не двигая колени и плечи, разверните бедра в горизонтальной плоскости направо, а затем налево и так несколько раз.

15. В том же положении (см. упр. 13) не двигая колени и плечи, поднимайте поочередно то правое, то левое бедро - как бы разворачивая тазобедренный сустав в вертикальной плоскости.

16. В том же положении (см. упр. 13) согнув правое колено налево-внутрь, поверните бедра налево уводя правое бедро вниз. Теперь не меняя положение колен, проделайте то же самое для левого бедра.
Примечание.На данном этапе внимательно следите за коленями - вполне возможно что поначалу это упражнение не будет получаться. Не отчаивайтесь со временем все выйдет. Обратите особое внимание на плечи - они должны оставаться неподвижными, как и во всех вышеуказанных упражнениях в указанном положении.
Вернитесь в исходное положение. Затем согните левое колено внутрь-вниз и повторите упражнение на левое бедро.

17. В том же положении (см. упр. 13) постарайтесь покрутить бедрами в горизонтальной плоскости, сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

18. Поставьте ноги на ширину плеч. Руки держите перед собой на уровне чуть выше поясницы.
а) Не двигая колени м плечи поверните бедра в горизонтальной плоскости вокруг продольной оси налево, затем направо. Вернитесь в исходное положение.
б) Не двигая колени и бедра поверните плечи в в горизонтальной плоскости вокруг продольной оси налево, затем направо. Вернитесь в исходное положение.
в) Не двигая коленями постарайтесь одновременно вращать и бедра и плечи в противоположных направдениях, т.е. поварачивая плечи налево одновременно разворачивайте бедра направо.
Примечание. Важным моментом в упражнении является контроль продольной оси вокруг которой врашаются бедра и плечи, особенно в последнем пункте упражнения. Следите за тем чтобы плечи и бедера вращались вокруг одной оси.

ВОСТАНОВИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Это вид очишающего дыхания для освобождения легких от углекислоты, скапливающейся под воздейстивем силовых нагрузок. К тому же такой вид дыхания возращает тело в умеренный ритм, что предполагает полезность этих упражнений не только во время, но и в конце тернировки.

Существует несколько видов восстановительного дыхания. Предлагаю вам последовательно практиковать их.

1. Держите руки перед собой вместе на уровне поясницы, плечи расслабьте. Сделайте быстрый вдох поднимая руки вверх над головой, по прямой, стараясь максимально заполнить легкие воздухом. Задержав дыхание на секунду-другую, держа плечи и все тело расслабленным, начните медленно выдыхать воздух из легких, опуская руки сбоку, не сгибая их. В конце выдоха опустите плечи, даже надавливая на них напрягите живот, выталкивая остатки воздуха из легких. Затем сделайте обычный вдох-выдох и повторите цикл.

2. Держите руки перед собой вместе на уровне поясницы, плечи расслабьте. Сделайте медленный вдох, так чтобы со стороны даже не было заметно, что вы дышите. Задержав дыхание на секунду-другую, сожмите руки в кулак и резко выдохните воздух из легких - опустите плечи и напрягите живот, выталкивая остатки воздуха из легких. Затем сделайте обычный вдох-выдох и повторите цикл.

3. Сделайте вдох и на секунду-другую задержите воздух в легких. Сложите губы так, чтобы они образовали узкую щель или отверстие, как при свисте. Резкими и короткими сокрашениями брюшных мускулов с силой выталкивайте воздух их легких через ротовую щель. Он должен проходить быстро, но короткими порциями - это главное условие упражнения. Достаточно 4-6 толчков, чтобы освободить легкие, но со временем вы сможете делать 6-8 более коротких и мощных выталкиваний. Завершив выдох, повторите цикл.

Примечание. Если вначале будет трудно, прерывайте упражнения обычным дыханием. И держите всегда тело расслабленным, если не оговорено иное. Эти аспекты не менее важны, самого упражнения. Важно не делать упражнение, а делать его правильно.

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА

Базовая техника подразумевает собой овладение техникой обращения с оружием (именно обращения, а не защиты или нападения), т.е. это тот уровень подготовки, когда боец полностью овладел техникой передвижения в стойках (без использования оружия), приемами обращения с оружием - основными положениями нунчаку, возвратами, перехватами.

При таком уровне подготовки боец готов к изучению техники нанесения ударов и защиты.

Достижение такого уровня перед изучением более сложной техники защиты и нападения, весьма важно. Прежде всего для самого бойца, так как обучение технике ударов может быть очень опасно, если изучающий неопытный человек. Помните мы уже говорили о том, что нунчаку - это грозное оружие, но только в руках подготовленного бойца... В руках новичка пытающегося забежать вперед - это скорее средство для нанесения себе травм, иногда даже очень серьезных и возможно неизлечимых. А потому предупреждаю:

ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ПРИНЦИПА ПОСТЕПЕННОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРУЖИЯ!

Материал базовой техники разбит на следующие разделы:

  1. основные положения нунчаку;
  2. возвраты нунчаку;
  3. перехваты нунчаку.

Примечание. Техника перемещения в стойках относится и к базовой технике - но совершенствование её при работе с оружием относится к задачам более продвинутых курсов - потому она рассматривалась ранее отдельно.

Галерея

Фото Брюса

Фотографии Молодого Брюса

Фотографии семьи и друзей

Семья Брюса

Фотографии магилы и памятников

Рисунки, плакаты и офиши к фильмам

Автограф Брюса

Кадры из фильма "Игра со смертью"

Кадры из фильма "Выход Дракона"

Кадры из фильма "Путь Дракона"

Кадры из фильма "Кулак ярости"

Кадра из фильма "Большой Босс"

Кадры из телесериала "Зелёный шмель"

ТРЕНИРОВКА

ТРЕНИРОВКА ПЛЕЧЕВОГО ЗАХВАТА

Плечевой захват в технике работы с одной нунчаку наиболее удобен и быстр, если боец ведет поединок с активным использованием обеих рук. В зависимости от конкретного приема или комбинации движений свободная рукоятка нунчаку может быть принята в положение жесткого контроля с использованием ведущего плеча или свободной руки, а также может проходить положение плечевого захвата с мертвой точкой при контакте с плечом или ладонью свободной руки.

Упражнение 1 — тренировка плечевого захвата в фиксированном положении жестких рукояток.

Перед началом тренировки плечевого захвата со свободной рукояткой полезно потренироваться в фиксации этого захвата, не отпуская оружия. Для этого примите положение жестких рукояток, растянутых перед собой (1). Сделайте правой рукой короткое движение предплечьем внутрь, как при блоке или апперкоте, левая рука остается спереди и чуть смещается вправо (2). Когда руки скрестятся перед грудью, перенесите нунчаку полностью за правое плечо (3). Правая рука поднята вверх и обращена локтем вперед, а левая рука расположена под правым плечом в районе подмышки. Зафиксировав положение плечевого захвата, через некоторое время вернитесь в исходное положение.

Рисунок 1-3

Упражнение 2 — тренировка плечевого захвата из виса снизу.

В исходном положении полностью растянутая нунчаку висит вдоль ноги (4). Бросьте свободную рукоятку по вертикальной траектории вверх (5), забрасывая ее за плечо и принимая свободной рукой снизу под мышкой (6). Зафиксируйте это положение на мгновение, затем верните оружие в исходное положение виса вдоль ноги вертикальным движением сверху вниз.

Рисунок 4-6

Упражнение 3 — тренировка плечевого захвата из положения жестких рукояток.

В исходном положении нунчаку растянута у левого бедра (7). Отпустите свободную рукоятку из левой руки и по диагональной траектории снизу вверх забросьте ее за правое плечо (8), принимая свободную рукоятку оружия ладонью левой руки под правым плечом (9). Обратным движением верните нунчаку в исходное положение. Данное упражнение включает также отработку приема свободной рукоятки в положение жестких рукояток сбоку.

Рисунок 7-9

Упражнение 4 — тренировка плечевого захвата из положения сложенного оружия.

Примечание. Положение сложенного оружия подробно рассматривается ниже в отдельной главе.
В исходном положении, нунчаку сложена в одной руке (10). Отпустите свободную рукоятку и бросьте нунчаку вверх в положение плечевого захвата с использованием свободной руки (11). Затем обратным движением верните оружие в исходное положение сложенных рукояток. Упражнение позволяет также отрабатывать хватание нунчаку в положение сложенного оружия.

Рисунок 10, 11

Упражнение 5 — тренировка плечевого захвата из положения подмышечного захвата.

Это упражнение полезно начинать после того, как будет хорошо отработан подмышечный захват. Из исходного положения коротким вертикальным движением бросьте свободную рукоятку нунчаку вверх в положение плечевого захвата, после чего бросьте ее коротким движением вниз в исходное положение подмышечного захвата.

Упражнение 6 — тренировка плечевого захвата с перехватом свободной рукой.

В исходной позиции нунчаку находится в положении плечевого захвата с использованием двух рук (12). Отпустите рукоятку из правой ладони и коротким движением по дуге снизу вверх забросьте ее за противоположное плечо (13). Ведущая рукоятка в левой руке, свободная — ловится в правую ладонь под левой подмышкой (14). Чередуя перехваты при активной смене рук, старайтесь добиться максимальной скорости выполнения упражнения, но не в ущерб точности приема свободной рукоятки.
Примечание. Далее тренируйте все упражнения сначала на одну сторону, затем на другую. Упражнения, включающие тренировку поочередно на обе стороны, выполняйте после того, как движение освоено на каждую из сторон в отдельности.

Рисунок 12-14

ТРЕНИРОВКА ПОДМЫШЕЧНОГО ЗАХВАТА

Подмышечный захват — фиксированный, но очень часто он используется в качестве мертвой точки, дающей начало новым движениям свободной рукоятки.

Упражнение 1 — тренировка подмышечного захвата из виса снизу.

В исходном положении нунчаку висит вдоль ноги полностью растянутой. Легким движением руки подбросьте свободную рукоятку вверх, стараясь поймать ее в правильное положение подмышечного захвата. Затем разожмите захват и возвратите нунчаку в исходное положение.

Упражнение 2 — тренировка подмышечного захвата из положения плечевого захвата.

Из плечевого захвата с использованием двух рук коротким движением по вертикали бросьте свободную рукоятку нунчаку сверху вниз в положение подмышечного захвата. Зафиксировав захват на мгновение, обратным движением отправьте оружие в исходное положение.

Упражнение 3 — тренировка подмышечного захвата из плечевого захвата без использования второй руки.

Это упражнение позволяет отрабатывать также и плечевой захват без использования второй руки, который чаще всего используется в работе с двумя нунчаку. Последовательность движений такая же, как в предыдущем упражнении (15-17).

Рисунок 15-17

Упражнение 4 — тренировка подмышечного захвата из одноименного положения.

В исходном положении свободная рукоятка нунчаку уже находится в подмышечном захвате. Коротким движением пошлите свободную рукоятку вперед сверху вниз. Свободная рукоятка делает оборот в 360 градусов и возвращается обратно под мышку спереди.

Упражнение 5 — тренировка подмышечного захвата с подхватом свободной рукоятки.

В исходном положении нунчаку находится в плечевом захвате с использованием двух рук (18). Бросьте свободную рукоятку вниз в положение подмышечного захвата (19-21). Сразу же ослабьте захват и подхватите свободную рукоятку левой ладонью (22). Переведите оружие на левую сторону в положение плечевого захвата (23). Повторите движение с другой стороны. Добивайтесь максимальной скорости выполнения упражнения.

Рисунок 18-20

Рисунок 21-23

ТРЕНИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕСТЕИХ РУКОЯТОК

Упражнение 1 — тренировка одиночного перехвата перед собой.

В исходном положении полностью растянутая нунчаку держится перед собой на уровне груди (24). Отпустите свободную рукоятку из левой ладони и сделайте полный оборот (на 360 градусов) снаружи внутрь в горизонтальной плоскости (25). Снова примите свободную рукоятку в левую ладонь (26). Повторяйте это движение одной рукой, меняя уровень вращения свободной рукоятки. Затем практикуйтесь в приеме оружия правой ладонью. Потом выполняйте поочередные перехваты обеими руками, в процессе упражнения меняя уровень вращения свободной рукоятки.

Рисунок 24-26

Упражнение 2 — тренировка одиночного перехвата сбоку с возвращением в исходное положение.

В этом упражнении начало такое же, как в предыдущем, только свободный конец оружия ловится не перед собой, а уводится к боку, противоположному ведущей руке (27). После этого нунчаку снова возвращается в исходное положение полного растяжения перед грудью. Тренируйте каждой рукой в отдельности, а затем попеременно с быстрой сменой.

Рисунок 27

Упражнение 3 — тренировка положения жестких рукояток из плечевого захвата с возвратом в исходное положение.

Из исходного положения плечевого захвата отпустите свободную рукоятку нунчаку и направьте ее по дуге из верхнего правого угла внутрь к нижнему левому углу (27). Свободный конец нунчаку примите в левую ладонь у левого бока. Обратным движением верните нунчаку в исходное положение.

ТРЕНИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ СЛОЖЕННОГО ОРУЖИЯ

Упражнение 1 — тренировка положения сложенного оружия из виса снизу (обычным поднятием руки).

В исходном положении полностью растянутая нунчаку висит вдоль ноги. Начните поднимать предплечье вверх, сгибая руку в локте до тех пор, пока свободная рукоятка оружия не соединится с ведущей рукояткой и не будет принята ладонью в положение сложенного оружия.

Упражнение 2 — тренировка положения сложенного оружия из положения жестких рукояток перед собой.

Это упражнение имеет своей задачей тренировку положения сложенного оружия посредством обычной передачи свободной рукоятки в ладонь ведущей руки. В исходном положении нунчаку растянута перед собой (28). Чуть поверните корпус вправо и передайте свободную рукоятку в ладонь ведущей (в данном случае правой) руки (29, 30). Вернитесь в исходное положение, приняв свободную рукоятку из ведущей руки посредством обычного подхвата. Повторяйте упражнение сначала на одну сторону, потом на вторую для другой руки. Затем практикуйтесь в попеременной передаче, добиваясь максимальной скорости и ловкости движений.

Рисунок 28-30

Упражнение 3 — тренировка положения сложенного оружия из плечевого захвата.

Из положения плечевого захвата (31) бросьте свободную рукоятку нунчаку по вертикальной траектории вниз. Примите ее в ладонь ведущей руки (32, 33). Затем верните оружие обратным движением в исходное положение плечевого захвата.

Рисунок 31-33

ВОЗВРАТЫ СВОБОДНОЙ РУКОЯТИ НУНЧАКУ

В работе с любымгибким оружием, а с нунчаку в особенности, огромное значение имеет техника возвратов. Практически нет ни одного технического действия с использованием хлыстов, когда бы после атаки не требовалось взять оружие под контроль. В некоторых прямолинейных махах, когда после контакта с целью свободная рукоятка зависает в положении мертвой точки, движение может считаться завершенным, но и в этом случае дальнейшие действия потребуют возвращения оружия под контроль.
Как мы уже говорили в одной из первых глав, каждое атакующее движение свободной рукоятки требует ее оптимального стартового положения, позволяющего использовать нунчаку с максимальной эффективностью. Чтобы реализовать технику на все сто процентов, мы должны знать, как поведет себя свободная рукоятка после удара. Мы должны знать, в какой момент надо взять ее под контроль с тем, чтобы продолжить атаку. Больше того, незнание и неумение контролировать оружие на всех стадиях его движения может кончиться тем, что свободный конец нунчаку нанесет травму самому исполнителю приема.
Свободная рукоятка на всех стадиях своего движения управляется через ведущую рукоятку посредством очень тонких кистевых движений. При работе с одним оружием контроль свободной рукоятки в большинстве случаев осуществляется с использованием свободной руки и одноименного плеча (пример — подмышечный захват). При работе с двумя нунчаку контроль свободной рукоятки осуществляется за счет приема оружия в одну руку или посредством подколенных захватов. Если рассматривать технику возвратов относительно стартовых и конечных положений оружия, возникнет путаница в классификации, тем более что возвраты и перехваты оружия представляют собой практически одно и то же движение, один и тот же раздел. Поэтому в этой книге возвраты классифицируются по траекториям движений, а перехваты оружия по его положению. Остановимся на каждой из тем отдельно. Классификация возвратов по траекториям движения:

— горизонтальный возврат (изнутри наружу);
— горизонтальный возврат (снаружи внутрь);
— вертикальный возврат снизу вверх;
— вертикальный возврат сверху вниз;
— диагональный возврат снизу вверх.

Это так называемые прямолинейные возвраты без кистевых подкруток. Возвраты с подкруткой классифицируются как более сложные движения, но траектории их в большинстве случаев идентичны траекториям прямолинейных возвратов. Преимущества возвратов с кистевыми подкрутками очевидны — по сути дела такое возвращение свободной рукоятки может быть использовано в качестве атакующего хлыста. Прямолинейный возврат также можно использовать в качестве атакующего движения, но в этом случае оружие не удастся взять под контроль из-за рикошета; свободную рукоятку придется уводить в положение мертвой точки. Кистевые же подкрутки полностью решают проблему рикошетов.

1. Горизонтальный возврат наружу с разноименной стороны

На рис. 1 показано исходное положение для тренировки названного возврата. Правая рука согнута в локте под углом 90 градусов, кулак смотрит вперед, тыльной стороной вниз. Эта рука держит ведущую рукоятку нунчаку. Левая рука расположена под правым локтем, ладонью вверх, держит свободную рукоятку. Оружие берется нормальным хватом, шнур обращен наружу. На рис. 2 показано, как левая рука отпустила свободную рукоятку, а правая, посредством легкого кистевого реверса, по горизонтальной траектории снаружи внутрь направила ее за спину в положение мертвой точки. Почувствовав момент контакта с телом и не давая свободной рукоятке возможности потерять натяжение и упасть, легким рывком правой же кисти отправьте свободную рукоятку обратно по той же траектории. Левая рука в это время плавносместилась в исходное положение правой руки. На рис. 3 показан прием свободной рукоятки в левую ладонь.
Тренируйте это упражнение на обе стороны до тех пор, пока не научитесь все время держать шнур в натянутом состоянии. Кроме контроля положения мертвой точки, упражнение развивает простейший навык хвата свободной рукоятки при приеме, а также тренирует короткие кистевые рывки. Прогрессом в упражнении будет непрерывное выполнение движения с мертвой точкой на принимающей ладони.

Рисунок 1-3

2. Горизонтальный возврат наружу с одноименной стороны

Исходное положение для начала тренировки названного возврата такое же, как в упражнении 1 (4). Отпустите левую руку и направьте свободную рукоятку за спину коротким горизонтальным махом посредством легкого кистевого реверса правой руки (5). Проконтролировав мертвую точку, обратным движением верните оружие на прежнее место. Поймайте свободную рукоятку левой ладонью под правым локтем (б).
В настоящем упражнении траектория движения свободной рукоятки несколько длиннее, чем в предыдущем. Это позволяет тренировать не только технику возврата, но и технику горизонтального маха внутрь. Сначала сосредоточьтесь только на движении возврата для наработки устойчивого рефлекса движения рук.

Рисунок 4-6

3. Горизонтальный возврат наружу за спиной

Правая рука в начале выполнения этого упражнения занимает почти такое же положение, как в предыдущем примере, но предплечье больше отведено в сторону. Левая рука за спиной (7). Разожмите левую ладонь, отпуская свободную рукоятку. Правой рукой сделайте, как в упражнении 2, движение маха внутрь с мертвой точкой талии (8). Верните свободную рукоятку нунчаку обратно в исходное положение, принимая ее в левую ладонь за спиной (9).
В этом упражнении траектория движения свободной рукоятки длиннее, чем в двух предыдущих возвратах. Этот последний возврат можно использовать как мах наружу. В этом случае свободная рукоятка не может быть схвачена левой рукой «чисто», а должна быть уведена в положение мертвой точки за спиной с правой стороны. Как видно, чем больше амплитуда движения, тем лучше условия для нескольких последовательных атак: справа махом внутрь и слева махом наружу (для правой руки).

Рисунок 7-9

4. Горизонтальный возврат внутрь за спиной

В исходном положении руки скрещены перед грудью, нунчаку за спиной полностью растянута. Ведущая правая рука ниже левой. Она держит ведущую рукоятку у левого бока, а левая рука держит свободную рукоятку у правого бока (10). Разожмите левую ладонь, отпуская свободную рукоятку, и выполните не очень широкое движение изнутри наружу. Это горизонтальный мах (или возврат), как в предыдущем упражнении (11). Свободная рукоятка достигает положения воздушной мертвой точки и сразу же отправляется назад. За спиной она принимается левой ладонью у правого бока (12).
Выполняйте все движения приводимых здесь упражнений без всякого напряжения, без силы. Скорость должна быть такой, чтобы можно было только поддерживать шнур в натянутом состоянии. Сконцентрируйте все внимание только на тренировке возвратов и развитии хватательных рефлексов. Обратите внимание, что в этом упражнении атакой может служить не мах внутрь, а мах наружу, в отличие от предыдущего примера. Мы хотим, чтобы вы увидели разницу между этими двумя возвратами и знали, в каких случаях они могут быть использованы.

Рисунок 10-12

5. Горизонтальный возврат внутрь через шею

С точки зрения техники возврата разница между этим упражнением и предыдущим заключается в том, что ведущая рука в момент приема свободной рукоятки располагается не под принимающей рукой, а над ней (13). Другое отличие — отсутствие прямолинейного маха. Чтобы направить свободную рукоятку обратно в положение захвата за шеей, ее необходимо предварительно подкрутить кистевым реверсом, обеспечивающим ровную горизонтальную траекторию возврата (14, 15). В любых случаях зашейный возврат более легок в исполнении, более мобилен в технике атак, чем возврат за спиной.

Рисунок 13-15

6. Вертикальный возврат снизу вверх

Исходное положение для следующего упражнения — плечевой захват с использованием двух рук (16). Разожмите левую ладонь и отпустите рукоятку, находящуюся снизу. Правой рукой выполните легкое движение вниз, направляя свободную рукоятку глубоко под мышку так, чтобы она закинулась за плечо (17). Здесь поймайте ее левой ладонью (18). Снова отпустите эту рукоятку, разжав левую ладонь, и правой рукой направьте ее движением снизу вверх обратно в плечевой захват.
Потребуется некоторое время, чтобы научиться свободно выполнять этот возврат. Здесь есть несколько моментов. Первый — если вы будете чересчур бояться, что свободная рукоятка ударит вас по затылку, она непременно это сделает. Движение необходимо выполнять с такой скоростью, чтобы инерция свободной рукоятки позволила ей «оплести» плечо полностью шнуром, а не удариться о руку верхним концом или даже серединой рукоятки. Для этого ведущую руку надо сгибать максимально, приближая кулак к самой подмышке. Желательно потренировать это сгибание сначала без оружия. Не пытайтесь уберечь голову от возможного удара, наклоняя ее в сторону. Концентрация внимания не на технике рук, а на чем-то ином обязательно приведет к травме. Если движение выполняется как нужно, вам нечего бояться за свой затылок, свободная рукоятка нунчаку никогда не попадет по голове.

Рисунок 16-18

7. Вертикальный разноименный возврат по направлению вверх

Исходное положение для другого упражнения то же, что для предыдущего, — плечевой захват (16). Также отпустите левой ладонью свободную рукоятку, но направьте ее теперь к левой подмышке (19). Примите свободную рукоятку нунчаку левой ладонью над левым плечом (20). Затем снова отпустите свободную рукоятку и верните оружие в исходное положение правого плечевого захвата.
Типичная травма при разучивании этого возврата — ушиб пальцев принимающей руки. Чтобы избежать этого, необходимо выполнять возврат уверенно, помещая ведущую рукоятку глубоко под левое плечо. В этом случае траектория ее не будет нарушена, и вы избежите удара по голове. Ладонь принимающей руки держите полностью раскрытой. Пусть свободная рукоятка сама упадет в нее. Когда вы сможете контролировать правильный «заход» свободной рукоятки и положение принимающей руки, начинайте работать над быстрым хватом.
В идеале можно добиться в обоих последних возвратах такой скорости, что будет казаться, что нунчаку находится в постоянном вращении.

Рисунок 19-20

8. Вертикальный возврат снизу вверх с кистевой подкруткой

В разделе о базовых понятиях мы упомянули о кистевой подкрутке внутрь или наружу. Настоящий возврат — это кистевая подкрутка наружу. В этом упражнении мы можем очень быстро вернуть свободную рукоятку оружия в плечевой захват. Для отработки возврата примите положение полностью растянутого оружия — нунчаку — у левого бока (21, А). Отпустите свободный конец из левой ладони и выполните горизонтальный мах наружу правой рукой (22, В). Когда нунчаку выйдет на плоскость правой руки, подкрутите ведущую рукоятку кистевым реверсом по часовой стрелке (23, С). Свободная рукоятка изменит направление с горизонтального на вертикальное (24). Забросьте ее снизу вверх в положение плечевого захвата с использованием второй руки (25, 26, D) или плечевого захвата (27).

Рисунок 21-24

Рисунок A, B, C, D

Рисунок 25-27

Схема движения нунчаку в упражнении 8

Схема движения нунчаку в упражнении 8

9. Вертикальный возврат сверху вниз

Это довольно простое движение которое может выполняться в четырех вариантах. Отработка его выполняется из плечевого захвата (28). Первый вариант - свободную рукоятку нужно перевести в положение подмышечного захвата (29-31), второй вариант - в положение сложенного оружия в одной руке, третий вариант - в положение «жестких рукояток» (29а,30а) и четвертый вариант положение хвата между ног с приемом свободной рукоятки за спиной (29b).

Рисунок 28-31

Рисунок 29а, 30а Рисунок 29б

10. Разноименный диагональный возврат за спиной

На рис. 35 и А показано исходное положение для отработки разноименного диагонального возврата по направлению вверх. Нунчаку полностью растянута за спиной. Ведущую рукоятку держите правой рукой со стороны левого плеча, а свободная рукоятка находится в левой руке со стороны правого бока. Отпустите свободную рукоятку и выполните маховое движение наружу правой рукой (36, В). Из воздушной мертвой точки пошлите оружие обратно по диагональной траектории и поймайте свободную рукоятку снова у правого бока (37, С).
В этом возврате, чтобы не бить свободной рукояткой себе по спине, ведущую руку нужно очень глубоко проносить за плечо. Принимающая ладонь левой руки должна уже находиться у правого бока. Как и в большинстве других возвратов, смысл техники — вовремя схватить свободную рукоятку, которая приходит в положение мертвой точки в натянутом состоянии, но в следующее мгновение теряет его. Если вы промахнулись и не смогли принять свободную рукоятку, продолжайте движение ведущей рукой, снова выполняя мах наружу.

Рисунок 35-37

Рисунок A, B, C

11. Одноименный диагональный возврат за спиной

На рис. 38 показано исходное положение для отработки одноименного диагонального возврата снизу вверх. Правая ведущая рука согнута над правым плечом, а левая принимающая рука согнута за спиной; нунчаку находится в полностью растянутом положении. Отпустите свободную рукоятку и выполните правой рукой движение диагонального маха внутрь. Свободная рукоятка заходит в положение мертвой точки на уровне талии (39). Отсюда пошлите свободную рукоятку обратно по диагональной траектории и примите ее в исходное положение за спиной (40).
Настоящий возврат похож на горизонтальный возврат наружу за спину (см. упражнение 3), но здесь диагональную траекторию свободной рукоятки гораздо сложнее контролировать.

Рисунок 38-40

12. Возврат с кистевой подкруткой внутрь

Здесь мы предлагаем упражнение для отработки возвратов оружия в разные положения посредством кистевой подкрутки снаружи внутрь. Исходным положением для всех упражнений будет положение «жестких рукояток», полностью растянутое оружие с левой стороны (41). Отпустите свободную рукоятку и выполните правой рукой горизонтальный мах наружу (42). После контакта свободной рукоятки с воображаемой целью начните кистевую подкрутку внутрь, против часовой стрелки (43, 44). Рис. 45, 46 показывают подмышечный возврат (A-D — то же самое для другой стороны).

Рисунок 41-44

Рисунок 45, 46

Рисунок A, B, C, D

Схема движения нунчаку в упражнении 12

Схема движения нунчаку в упражнении 12

Рис. 47 показывает возврат между ног с приемом свободной рукоятки за спиной. Во время выполнения этого возврата, если вы стоите в передней стойке, есть угроза удара летящей свободной рукояткой по находящейся сзади ноге. Чтобы избежать этого неприятного момента, принимайте позицию с переносом веса тела на стоящую сзади ногу.
Рис. 48 показывает возврат свободной рукоятки во внутренний подколенный захват, а рис. 49 — возврат в наружный разноименный подколенный захват. Разучивайте каждое упражнение отдельно, каждый раз возвращая оружие в исходное положение.

Рисунок 47-49

13. Вертикальный подколенный возврат сверху вниз

Исходное положение для этого упражнения — кошачья позиция; оружие находится в плечевом захвате с использованием обеих рук (50). Отпустите свободную рукоятку из левой ладони и выполните правой рукой вертикальный мах сверху вниз (51). Поднимите правое колено и поймайте свободную рукоятку нунчаку в положение внутреннего подколенного захвата (52). Несколько задержитесь в этом положении, одновременно тренируя удержание свободной рукоятки и равновесие. Затем перейдите в позицию с опорой на переднюю ногу, а свободный конец нунчаку отправьте в исходное положение плечевого захвата (53, 54).

Рисунок 50-52

Рисунок 53, 54

14. Горизонтальный подколенный возврат наружу

Примите исходное положение — наружный подколенный захват (55). Освободите свободную рукоятку нунчаку, поставив ногу в положение передней стойки. Ведущей рукой выполните движение горизонтального маха внутрь, забрасывая свободную рукоятку за спину в положение мертвой точки на уровне талии (56). Верните оружие по той же траектории в исходное положение, поднимая стоящую впереди ногу вверх (57). Примите свободную рукоятку в наружный подколенный захват (58).

Рисунок 55-58

15. Горизонтальный подколенный возврат внутрь

Стойте в правосторонней передней позиции, держа оружие в положении, как для горизонтального возврата наружу с одноименной стороны в упражнении 2 (59). Отпустите свободную рукоятку из левой ладони и правой рукой выполните горизонтальный мах внутрь. Поднимите вперед левую ногу и поймайте свободную рукоятку нунчаку в положение разноименного наружного подколенного захвата (60). Задержитесь в этом положении, тренируя удержание свободной рукоятки и равновесие. Затем отпустите свободную рукоятку, возвращая ее в исходное положение посредством горизонтального возврата наружу с одноименной стороны (61). Левую ногу поставьте вперед (62).

Рисунок 59-62

ПЕРЕХВАТЫ НУНЧАКУ

В большинстве случаев перехватом можно назвать обыкновенный возврат оружия после выполнения какого-либо хлыста. С другой стороны, перехват может быть самостоятельным движением, преследующим разнообразные цели. Это может быть выбор оптимального положения нунчаку для защиты или атаки, это может быть действие психологического плана, скрывающее от противника направление главной атаки или упреждающее его действия. Перехватов оружия довольно много и все их многообразие в одной книге отразить сложно. Здесь я покажу только те, которые представляются мне наиболее эффективными с точки зрения практического использования в бою. Однако, кроме перехватов явной боевой направленности, я покажу также несколько более сложных перехватов, служащих цели общего развития ученика. Замечу также, что представленная здесь тема перехватов дополняет предыдущую тему возвратов, но не дублирует ее.

1. Перехват свободной рукоятки перед собой

Исходное положение для перехвата — нунчаку полностью растянута впереди на уровне груди (1). Отпустите свободную рукоятку из левой ладони и выполните правой рукой горизонтальный мах перед собой (2). Сделав полный оборот в 360 градусов, свободная рукоятка возвращается обратно и ловится левой ладонью (3). Это упражнение помогает освоить прием свободной рукоятки перед собой. На первый взгляд движение кажется простым, но на самом деле потребуется много времени, чтобы правильно выполнять этот перехват. На его примере ученик тренируется «гасить» энергию свободной рукоятки в коротком движении. Здесь возможна травма (отбив ладони) при приеме, так что будьте внимательны, не спешите, выполняйте упражнение легко, с минимальной скоростью, достаточной только для поддержания натяжения шнура.

Рисунок 1, 2, 3

2. Перехват свободной рукоятки сбоку

Нунчаку в положении плечевого захвата (4). Отпустите свободную рукоятку и правой рукой выполните диагональный мах внутрь (5). Поймайте свободную рукоятку левой ладонью у левого бедра (6). Переведите оружие в исходное положение. Это упражнение формирует рефлекс приема и захвата свободной рукоятки сбоку.

Рисунок 4, 5, 6

3. Перехват свободной рукоятки под мышкой

Исходное положение — плечевой захват (7). Правой рукой выполните вертикальный мах сверху вниз (8), направляя свободную рукоятку под мышку (9). Когда она коснется плеча в положении мертвой точки (10), то сразу же будет падать вниз. В этот момент подхватите ее левой рукой в ладонь (11) и перенесите на левую сторону в положение плечевого захвата (12).

Рисунок 7, 8, 9 Рисунок 10, 11, 12

4. Разноименный перехват свободной рукоятки под мышкой

Рис. 13-16 показывают перехват, почти идентичный рассмотренному в упражнении 3. Разница заключается в том, что свободная рукоятка в начале движения посылается в разноименную подмышку.

Рисунок 13, 14, 15, 16

5. Перехват свободной рукоятки за плечом

Этот важный перехват, уже знакомый по теме возвратов, мы повторяем в этом разделе. Рис. 17-19 показывают его для левой руки. Нунчаку перехватывается из положения правого плечевого захвата в левый плечевой захват по

Методы тренировки Брюса Ли.

Руководство, данное Ли тем, кто хочет следовать доктринам Джит Кун До, со всей необходимой ясностью и все же несколько туманно сводится к следующему: «Вы должны смириться с фактом, — писал он, — что не может быть помощи, кроме самопомощи. По той же причине я не могу сказать вам, как достигнуть свободы, т. к. свобода сущест­вует внутри вас. Я не могу сказать вам, как достигнуть самопознания. Я могу сказать, чего не делать, но не могу сказать, что нужно делать, т. к. это ограничит вас в подходе к проблеме. Формулы уничтожают свободу, рецепты сжимают творчество и утверждают посредственность».

Помните всегда, что свобода от самопознания не может быть достигнута жестким следованиям формулам. Мы не можем внезапно «стать» свободными. Мы просто свободны.

«Следуй принципу, — говорил Брюс Ли Дэну Иносанто, — раствори принцип, но не будь привязан к нему, это и есть ДКД!»

Из всех своих многих преимуществ Брюс Ли больше всего ценил свое тело. Он делал то, что многие считали эксцентричным и даже фантастическим, чтобы держать свою форму в совершенном состоянии. Спортзал его был храмом физической подготовки, оборудованный всяческими устройствами, отделанный зеркалами так, чтобы атлет мог лучше наблюдать свои упражнения и движения.

Его дом в Бел Эйр, естественно, был заполнен всевозможным оборудованием, которое по проектам Брюса сделал его друг и ученик Херб Джексон. Стерлинг Силлифант вспоминает, какой испуг вызвало в нем очередное приспособление, которое больше походило на средневековую дыбу, нежели на спортивный тренажер. Однажды он даже попытался сострить, сказав: «Теперь я понимаю, почему так много говорят о разнообразии и жестокости китайских пыток». Другая вещь, которая произвела на Стерлинга неизгладимое впечатление, была гигантским мешком, который Брюс повесил у себя в гараже. Мешок был 1,30 м в диаметре и 1,65 м в высоту, и, по крайней мере, требовалось два человека, чтобы только его обхватить. Мешок был мягким, поэтому даже если вы наносили по нему удар ногой со всей силы, на которую вы были способны, то он лишь слегка качался. «Это было все равно, что бить в болотную трясину, — говорит Стерлинг, — я был совершенно беспомощен в борьбе с этим мешком, в то время как Брюс был в состоянии послать его в воздух одним ударом». Стерлинг вспоминает, как Брюс часто говорил, что лучше всего ставить удар ногой на большом пальмовом дереве. «Когда добьешься того, что ты перестанешь сотрясаться от своего собственного удара, а будет сотрясаться только дерево, вот тогда ты начнешь понимать удар».

Он не пропускал ни одного дня без тренировки. «Для меня лучшим упражнением является бег», — сказал он однажды репортеру, особо подчеркнув тот факт, что тому, кто не готов к физическим нагрузкам, «ровным счетом нечего делать в жестком спарринге». Он утверждал, что бег настолько важен, что вы должны продолжать бегать в течение всей вашей жизни. В какое время дня вы будете бегать — неважно, важнее, как долго вы будете бегать. В начале вы бежите легкой трусцой, затем увеличиваете дистанцию и темп, в конце пробега включаете спринт для развития скоростной выносливости. Сам он бегал ежедневно, по меньшей мере, 6 раз в неделю от 15 до 45 минут, покрывая от 2 до 6 миль, добавьте к этому 10—20 миль, которые он прокручивал каждый второй день на своем стационарном велосипеде. Кроме бега, он очень много внимания уделял развитию силы мышц брюшного пресса, он также делал многократные приседания, махи ногами и медленные поднимания ног.

Брюс твердо верил в необходимость постоянной «обработки» кулаков и ступней ног, добиваясь того, чтобы они стали эффективным оружием — суставы его кулаков были покрыты большими мозолями. Позже он перестал их увеличивать, почувствовав, что это лишь орнамент, который к тому же может оказать отрицательное влияние на функцию суставов. У него на стене был укреплен мешок с бобами, на котором он отрабатывал удары руками. Уникальным приспособлением у него был манекен, сделанный из тика, он его привез из Гонконга. В соответствии со своими методами, он добавил необходимые для него приспособления. Манекен был около 1,8 м высотой и 0,3 м в ширину. Он стоял на платформе 2,5Х2,5 м, прикреплялся к ней посредством металлической пружины, что естественно приводило к тому, что ответное движение манекена на удар Брюса было почти непредсказуемо. У манекена было две руки чуть ниже шеи и одна рука на уровне живота, длина их была более 0,6 м. У него еще была выдвинутая вперед и согнутая в колене металлическая нога. Руки манекена помогали Брюсу отрабатывать технику «пак сао» — «руки ловушки», а также для «чи сао» — «прилипающие руки». Необходимость выдвинутой ноги была вызвана тем, что с ее помощью Брюс учился автоматически ставить свою ногу таким образом, чтобы она ограничивала движения ноги оппонента, не давая ему нанести ею удары.

Он так же отрабатывал на этой ноге удары по голени и колену. Брюс имел в своем арсенале несколько различных мешков для отработки ударов. Тяжелый мешок он использовал для нанесения тяжелых ударов, которые он наносил целыми сериями, для того чтобы удержать противника в плохо сбалансированном положении, не давая ему возможности сосредоточиться для контратаки. У него был также мешок с мягким дном для ударов, направленных точно по прямой. «Если вы нанесете удар по траектории, хотя бы немного отличной от прямой, то мешок не вернется к вам» — объяснял он. Этот мешок был очень полезен для постановки ударов ногами. Поддерживаемый подвесками, работающими по принципу резины, мешок возвращался после удара с чудовищной скоростью, таким образом, Брюс или его ученик должен был быть предельно внимательным.

Он также в своих тренировках часто использовал листы обыкновенной бумаги. Он вешал листок на нужной ему высоте на тяжелую веревку или цепь. Цель такой тренировки: увеличивать скорость, одновременно добиваясь точной работы (координации всего тела для достижения максимальной мощи. Простой листок бумаги помогал ему отрабатывать хлыстообразное движение в ударах руками, а также в ударах йоко и махи ногами. Листок также помогал выбирать ему правильную дистанцию, но основной целью было достижение максимальной точности, а также взрывной силы. Очень эффектно выглядели его удары, которые он наносил по специальному набитому щиту. Кто-либо из его друзей или учеников держал этот щит и передвигался. Это позволяло ему учиться наносить проникающие удары по движущейся цели. Это было удивительное зрелище. Когда Брюс сам держал этот щит, а кто-нибудь из его студентов наносил удар, но я ни разу не видела, чтобы удар сотрясал Брюса. Но как только наступала очередь Брюса, то ученик, как правило, оканчивал свой полет в другом углу комнаты в полушоковом состоянии.

Ли увеличивал скорость и точность рук и пальцев до феноменальности. Его друг Адриан Маршалл описывает следующий пример ловкости рук, которой позавидовал бы фокусник: «Брюс положил в мою руку двухпенсовик, а затем сказал: «Посмотрим твою ско­рость». «Когда я захочу взять двухпенсовик, закрой кулак и посмотришь, успею ли я взять его». Он сделал одно дви­жение, я закрыл кулак, затем другое — я снова закрыл. И в третий раз он тоже не успел взять двухпенсовик... В чет­вертый раз, правда, все происходило несколько быстрее, но когда я закрыл кулак, монета в нем все еще лежала, по крайней мере, я так считал. Открыв кулак, я увидел, что не только исчез двухпенсовик, в моей руке лежал пенс».

Другие друзья вспоминали подобные трюки, с помощью которых Ли демонстрировал поразительную скорость своей реакции. Толчок такой быстрый, что они не могли его за­метить, и такой близкий к лицу, что человек чувствовал ветер, или просил товарища держать его руку подбородком и попытаться помешать Ли закрыть ему веки, но неизбеж­но веки были закрыты прежде, чем руку можно было перехватить, но так нежно, что подопытный кролик почти не чувствовал этого, такова была награда за интенсивные тренировки.

Коберн описывает тренировку, которую Ли называл «Мостом через пропасть». Необходимо было подойти как можно ближе к оппоненту, не получив удара, при этом требовалось, чтобы каждый не сводил глаз с другого. При этом появлялся унифицированный (объединенный) процесс, объединяющий бойцов в одно. Ли позволял Коберну дотронуться до него пару раз, чтобы продемонстрировать свою поразительную скорость и мобильность. «Следует подчеркнуть в Брюсе также и то, что сам он постоянно учился. Я думаю, что не было дня, чтобы он не приобрел чего-то нового. Он взрывался от энтузиазма, рассказывая о каком-нибудь ударе, который он только что изобрел – «бах-бах – посмотри на это, - восклицал он, - и я пытался… поток его энергии был как розга, всегда ослаблен до самого конца, сила приходила только с последним – ударом».

Сам Брюс особо подчеркивал, что наилучшим способом тренировки он считает свободный (без ограничений) спарринг, с использованием защитных приспособлений. «Для спарринга вы должны надевать удобные и надежные защитные приспособления. Тогда вы сможете научиться выбирать правильно момент и дистанцию для успешного нанесения ударов. Прекрасная идея — спарринговать с различными индивидуальностями — высокими, низкими, быстрыми, резкими, неуклюжими. Да, временами, неуклюжий неприятель может одолеть более классного, чем он бойца, потому что его неуклюжесть — это своего рода рваный ритм. Таким образом, самый лучший партнер — это резкий, сильный человек, который не ограничен никакими понятиями и рамками, это сумасшедший, который может сделать невесть что, он царапается, хватает вас руками, бьет ногами и т. д.». Распорядок дня у Брюса был, как правило, следующим: подъем рано утром, разминка. Часто пробежка перед завтраком или «прогулка» в десять миль на стационарном велосипеде. Затем он расслаблялся, читая или смотря телевизор, играя с детьми. После раннего ленча он опять садился за книги, это время дня он проводил за чтением. После этого у него начиналась основная тренировка. Перед тем как включиться в тренировку, он обычно ничего не ел. В течение всего дня он практически никогда не сидел без движения. Даже во время чтения он постоянно передвигал одной рукой специальный стул, переворачивая страницы книги другой рукой. Он был своеобразным «перпетуммобиле» в человеческом обличье.

Брюс Ли никогда не отдыхал от таких упражнений. Друзья говорили, что они никогда не видели его в состоянии покоя. Даже когда он болтал за обедом или смотрел телевизор, он прижимал ладонь снизу к столу или напрягал мускулы бедер. Линда пишет, что она часто видела у него в одной руке книгу, а в другой «немой звонок». Или он вдруг вскакивал во время самой занимательной беседы, что­бы провести новое упражнение, которое только что пришло ему в голову. Джеймс Коберн рассказывает, что когда он летел самолетом с Ли, Ли по очереди ударял по столику перед креслом кулаком. Когда Коберну это стало действовать на нервы, и он сделал замечание, Ли извинился: «Про­сти, друг, я должен держаться в форме».

Из всех естественных упражнений, т. е. упражнений, не требующих специального оборудования или специальной подготовки, применяемых Ли, очевидно, самыми полезными были изометрические упражнения. Изометрическое упражнение — это упражнение, при котором мускулы совершенствуются применением их против неподвижного объекта, например, стены. Ли простаивал часами и более, прижимая тыльную часть руки к балконным пере­плетам (чтобы понять эффект, испытайте на себе это уп­ражнение 3—4 минуты или в течение часа и более).

Ли применял изометрические упражнения для развития большей части мускулов своего тела. Особо эффективным способом введения напряжения для наибольшего количества мускулов в одном упражнении является изометрический барьер, который он изобрел для своего спортзала. Это был металлический прут, плотно крепящийся посредине, кото­рый можно было установить между двумя вертикальными перемычками, обычно под уровнем плеча. Ли нагибался под ним, опирался плечами и затылком и тянул вверх, при этом работали бедро, плечи и мышцы живота. Если он клал руки по сторонам опор и толкал, тогда в работу под­ключались и мышцы руки. Ли называл свои руки и ноги, ступни и кисти «орудиями производства». Постоянно проде­лывал много упражнений для поддержания их в рабочем состоянии. Говоря об упражнениях, применяемых им, он на­стаивал: «Тренировка должна быть функциональной, она должна быть близкой к действительности».

В 1965 году Брюс напишет: «В искусстве Кунг-Фу существуют три стадии. Первая — примитивная, т.е. стадия полнейшего незнания. Вторая — стадия автоматизма, когда разум захвачен еще анализом различных движений. И третья — стадия непосредственного действия, когда вместо того, чтобы навязывать свой стиль противни­ку, приспосабливаются под его технику, проанализировав ее слабые и сильные стороны, а затем воссоединив все вместе, по возможности улучшив».

В его усилиях поддержать совершенное здоровье были аспекты, абсолютно не приемлемые для других, например, справедливо отдавая должное тому, что он поест, Ли пола­гал «Вы то, что вы едите», следовательно, необходимо было исключить табак и алкоголь. Все же диета Ли часто оставляла желать лучшего. Казалось, периодами он почти целиком сидел на витаминных таблетках, то ничего не ел, кро­ме бифштекса, то пил бычью кровь.

Роберт, его брат, описывает прибытие в Америку и встречу в аэропорту с Брюсом, который с выражением ужаса отступил назад и воскликнул: «О боже, ты же костлявый! Ни­кому не говори, что ты мой брат, а то мне будет стыдно».

Младшего Ли немедленно препроводили в дом брата в Бел Эйр. На следующее утро его разбудили рано, вручили теннисные туфли и заставили пробежать три мили. Вскоре Брюс посоветовал подходящую диету для Роберта, который почему-то вовсе не был благодарен.

«Боже, это была поистине мука. Брюс был похож на ефрейтора, он каждый день делал смесь собственноручно, чтобы убедиться, что я это выпиваю. Она состояла из молока, белковой муки для быстрого набирания веса, бананов, мороженого, яиц вместе со скорлупой и ананасового масла. Он заставлял меня выпивать кварту этого каждый день (2,25 л.)».

Квинтэссенцией физической формы, первым витком спиралевидной пружины, от которого все новички должны идти к состоянию готовности для изучения искусств боя, является совершенство дыхания. Однако, как просто это ни звучит, искусство дыхания очень сложно и требует много времени. Обычно большинство (очевидно, и сам Брюс Ли до того, как Ип-Мэн взял его в руки и открыл молодому уче­нику свои секреты) дышит слишком мелко, большинство дышит от груди, мы же должны дышать от живота. Преимущество использования диафрагмы, а не торса при выды­хании и вдыхании воздуха, прежде всего в том, что в первом случае легкие опустошаются и наполняются более эф­фективно и полно. Практические медицинские блага этого очевидны, но результаты этого упражнения для начинаю­щего гораздо глубже. Глубоко вдыхая через нос и выдыхая через рот, при этом следя за тем, чтобы грудь оставалась спокойной и не двигалась, а живот при этом не работал, боец увеличивает свой запас КИ, со всеми преимуществами мощного внутреннего покоя, который все это обеспечивает.

Брюса Ли не будут вспоминать как диетика, да и не нужно этого. Тело его было как образец мускуль­ной грации. Он избежал перетренированной неуклюжести, свойственной штангистам, или фигуры мистера «прекрасное тело», или непривлекательных мышц спартанского бегуна на длинные дистанции. Тело Ли было инструментом первобытной красоты. Для чего он и предназначал упражнения для работы с ним (к счастью, записанные и дошедшие до нас в интервью, статьях и частных воспоминаниях). Такое физическое развитие, как Ли убежденно указывал, само по себе, однако, не является завершением. Как он говорил об этом: «Вот палец, указывающий на луну. Не принимайте, пожалуйста, палец за луну. Не напрягайте свой палец и не пропустите прекрасного вида неба. В конце концов, полез­ность этого пальца в том, что он указывает на свет, осве­щающий палец и все остальное».

У Брюса было твердое убеждение в том, что правильное понимание воинских искусств может быть достигнуто только на основе индивидуальной работы с учеником, и это явилось одной из главных причин, почему он отказался от своей первоначальной идеи организовать цепь школ кунг-фу. То было одним из талантов его как учителя, что ему было необходимо, прежде всего, заставить человека включить свое сознание с тем, чтобы воспринимать даваемые ему идеи. То, что я привожу ниже, является лишь одним из приблизительных, персональных тренировочных планов Брюса. Он не был разработан для учеников, поэтому Брюс изменил его там, где это было необходимо. Как только его студент осваивал очередную высоту, ему тут же индивидуально предлагалось что-то новое и адресованное специально ему.

Вариант 1
(понедельник, среда, пятница)

  1. Прыжки со скакалкой
  2. Наклоны и вращения
  3. Прогибания в пояснице (кошачьи потягивания)
  4. Прыжки в шпагат
  5. Приседания
  6. Удары ногами в голову

Вариант 2
(понедельник, среда пятница) (предплечье кисть, талия) 

  1. Вращение туловища 
  2. Вращения, сгибания, разгибания в кистях 
  3. Вращения в коленных истцах 
  4. Наклоны туловища в стороны 
  5. Скручивание кистей с грузом

Вариант 3
(вторник, четверг, суббота) 

  1. Упражнения на растягивание связок и мышц ног 
  2. Махи ногой в стороны 
  3. Прыжки, прижимая бедра к туловищу 
  4. Вращения плечами 
  5. Растягивание паховых мышц и связок 
  6. Вращение кистей

Вариант 4
(вторник, четверг, суббота) 

  1. Махи ногами 
  2. Скручивания кистей 
  3. Приседания с одновременным вращением 
  4. Подъем ноги с согнутым коленом 
  5. Укрепление мышц брюшного пресса 
  6. Работа на укрепление кистей (вращения с отягощениями)

Тренировка и развитие силы
Прыжки вверх из приседа
Старт из низкого приседа
Подъем вверх на пальцы ног
Сталкивания
Приседания
Рывки руками
Ходьба и прыжки в стороны в приседе
Прыжок в шпагат
Удары с отягощениями

Он также разработал программу для поддержания хорошей физической формы своих учеников.
Прыжки в шпагат
Отжимания от пола
Бег на месте
Вращение плачей
Удары ногами в голову
Приседания и вращения в коленях в глубоком приседе
Махи ногами в стороны и медленное поднимание ноги в сторону
Вращение туловища
Укрепление мышц брюшного пресса

Создать бесплатный сайт с uCoz