…смысл - она увеличивала площадь поверхности накаго, входившей в соприкосновение с древесиной рукоятки. Соответственно последняя сидела на своем месте гораздо плотнее. Одновременно такая равномерная шероховатость словно бы нивелировала усилия, передаваемые от руки к мечу и обратно, дробя возможные концентрации напряжений в местах излишне сильного прилегания или, наоборот, прослабления. Все это может показаться глупостью и мелочами, но когда среди кровавой сечи ваш любимый клинок начнет выскакивать из треснувшей рукояти, поздно проклинать недальновидного мастера.

Хотя авторских вариаций ясури предостаточно, базовых форм насчитывается не более полутора десятков. Ниже показаны самые характерные из них. Разумеется, изображен лишь участок накаго, тогда как в действительности насечка покрывала почти всю его поверхность с обеих сторон. И еще - эскиз дает представление о взаимном расположении штрихов и их направлении, реальная же плотность рисунка обычно выше:

СЮДЗИКАЙ (Sujikai) и О-СЮДЗИКАЙ (O-sujikai)

КИРИ (Kiri) и ХИГАКИ (Higaki)

ТАКА-НО ХА (Taka-no На) и ГИЯКУ ТАКА-НО ХА (Gyaku Taka-no На)

СИНОГИДЗИ-КИРИ/ХИРА-СЮДЗИКАЙ (Shinogiji-kiri/Hira-sujikai) и СИНОГИДЗИ-СЮДЗИКАЙ / ХИРА-КИРИ (Shinogiji-sujikai/Hira-kiri)

КАТТЭ-САГАРИ (Katte-sagari) и КЭСО-ЯСУРИ (Kesho Yasuri)

Закрывая тему о хвостовиках, давайте воочию взглянем на три великолепных убу-накаго прекрасной сохранности, демонстрирующих в металле все то, о чем говорилось выше:

Длинный, изящный, слегка изогнутый хвостовик катаны завершается срезом в стиле "ири-ямагата". Поверхность разделана штрихами по типу "о-сюдзикай" (O-sujikai). Надпись дает богатую информацию: имя и фамилию мастера, место изготовления, имя и фамилию заказчика, название его замка, стоимость работы и дату. Кроме того, частично указан тип использованной стали и результат испытаний клинка:

Это хвостовик малого меча вакизаси. Очень тонкая, практически незаметная насечка ясу-ри в стиле "кири". Срез оформлен как "ха-агари кури-дзири" ("скошенный каштан"). Подпись: "Хосю Такада, Фудзивара Нориюки":

Хвостовик катаны завершается срезом "ири-ямагата". Насечка в стиле "кэсо-ясури". Отлично видны гравировка ваджры (буддийский символ) и маленький фрагмент композиции из трех узких дол, более характерный для вакизаси. Подпись не идентифицирована.
Учитывая превосходное состояние предметов, можно предположить, что условия хранения были вполне комфортными, а отсутствие повторно высверленных отверстий говорит о раз и навсегда произведенном монтаже, без ремонтов и переделок.

Хамон

И вот, наконец, мы подошли к главной, абсолютно уникальной особенности японских клинков - наличию хамон (Hamon). Каждый, кому доводилось видеть настоящий старый меч, не мог не заметить светлую полоску, причудливо змеящуюся вдоль кромки лезвия. Это своеобразный фирменный знак, породный признак японского оружия, старательно и порой остроумно имитируемый фирмами, производящими сувенирные реплики. Но вопрос гораздо сложнее, чем кажется.
Само по себе возникновение чудесного феномена является следствием дифференцированной закалки полосы, при которой одна (верхняя) ее зона покрывается слоем огнеупорной глины для того, чтобы сохранить некоторую пластичность металла, тогда как режущая кромка приобретает высокую твердость с неизбежной хрупкостью. Идея невесть какая - оружейники Кавказа также порой калили клинки кинжалов и шашек в глине, и с той же целью, хотя никаких эстетических задач при этом не ставилось. Японцы же пошли очень глубоко - оставив сугубо практические аспекты как сами собой разумеющиеся, весь жар души они направили на достижение удивительных эффектов, ставших исключительно национальным секретом.

Во избежание терминологической путаницы, с самого начала необходимо расставить по местам некоторые близкие понятия. Итак, взглянем на клинок:

Чуть более светлая зона каленой стали не есть "хамон". Это всего лишь "якиба". Граница или линия е соприкосновения с менее твердой боковой зоной Ji именуется словом "хабу-ти" (Habuchi), а вот характер, "образ" этой границы и будет искомым феноменом. Так как разница температур во время погружения клинка в закалочную ванну достигает максимальных значений именно на границе, вдоль не возникают стяжки всевозможных кристаллических аномалий, образованных скоплениями мелких (ниои) и крупных (ниэ) кристаллов мартенсита. Толщина, способ нанесения обмазки, плюс еще сотня иных тончайших нюансов и обуславливают неповторимое своеобразие картины, предстающей взору только после виртуозной полировки.

Излишне повторять, что разные школы предпочитали свои фирменные типы хамон, благодаря чему мы можем достоверно идентифицировать клинки по их принадлежности к тому или иному стилю. Но из-за того, что влияние непредсказуемой, случайной составляющей процесса слишком велико, даже в пределах одного вида существует множество вариантов, отнюдь не выходящих за строгие рамки. Ниже приведены основные формы маленького японского чуда, а для более четкого обозначения принят ряд дополнительных терминов. Они используются как добавки к традиционным названиям для уточнения последних:

О - большой

Тю (Сhu) - средний

Ко - малый

Хиро (Hiro) - широкий

Ито (Itо) - узкий.

Короткие фрагменты не дают полной картины, поэтому несколько изображений большого танто с четко прорисованным узором дополнят наше представление:




СУГУ-ХА(Suguha), СУГУХА-ХОЦУРЭ (Suguha-hotsure), СУГУХА-НЭЗУМИ АСИ (Suguha-nezumi Ashi)

НОТАРЭ (Notare), ГУНОМЭ (Gunome), МИДАРЭ (Midare)

ХАКО-МИДАРЭ (Hako-midare), ЯХАЗУ-МИДАРЭ (Yahazu-midare), ТЁДЗИ (Choji)

ТЁДЗИ-МИДАРЭ (Choji-midare), ГУНОМЭ-ТДЗИ (Gunome-choji), ГУНОМЭ-САМБОН ТДЗИ (Gunome-sambon Choji)

КАВАЗУ-НО КО-ТЁДЗИ (Kawazu-no Ko-choji), САКА-ТЁДЗИ (Saka Choji), ЮКА-ТЁДЗИ (Juka Choji)

ДЗЮЗУБА (Juzuba), САМБОН-СУГИ (Sambonsugi), НОКОГИРИ-БА (Nokogiri-ba)

МИМИ-ГАТА (Mimigata), КИКУСЮ (Kikusui), СУДАРЭ (Sudare)

ХИТАЦУРА (Hitatsura), TOPAH-XA (Toranha), ФУДЗИ (Fuji)

Помимо изгибов ленты хамон выделяют также форму локальных скоплений кристаллов ниэ и ниои. Это весьма тонкий аспект, разглядеть и оценить который в состоянии лишь подлинный знаток, навостривший глаз на подобных вещах. Внешняя идентичность рисунков не должна нас обманывать, поскольку бумага и типографская краска просто не в состоянии передать реальной картины волшебного мерцания в глубине зеркальной поверхности стали. Скопления ниои предстают в виде легких туманностей вдоль границы якиба, тогда как ниэ сияют, точно крупные звезды или линейные цепочки таких "звезд".

АСИ (Ashi), КО-АСИ (Ко Ashi), САКА-АСИ (Saka Ashi)

ТЁДЗИ-АСИ (Choji Ashi), НЭЗУМИ-АСИ (Nezumi Ashi), УЧИ-НО КЭ (Uchi-no ke)

ТОБИ-ЯКИ (Tobiyaki), МУНЭ-ЯКИ (Muneyaki), УЦУРИ (Utsuri)

НИ-ДЗЮБА (Nijuba), САНАГАСИ (Sanagashi), КИН-СУДЗИ (Kinsuji)

ТИКЭЙ (Chikei), ЙО (Yo), ИНАЗУМА (Inazuma)

Примечательно, что хамон не обрывается в зоне острия как попало - последнее оформляется с великой тщательностью, также в особом стиле, характерном для различных школ и мастеров. Более того, закаленная зона в районе киссаки, именуемая "боши" (Boshi), является труднейшим моментом в технологической цепочке работы кузнеца-оружейника и одновременно - важнейшим показателем при оценке клинка. Отсутствие боши зело обесценивает предмет вне зависимости от его авторства, указывая на одну из двух возможных причин подобного безобразия: либо клинок "устал" от бесконечных заточек и полировок, либо - увы - он был обломан или обрезан спереди, после чего острие формировалось заново. Дополнительные термины в названиях форм ниэ-ниои те же, что и для хамон.

Типы боши:

ИТИ-МАИ (Ichi Mai), ЯКИЗУМЭ (Yakizume), ОМАРУ (Omaru)

КО-МАРУ (Komaru), КО-МАРУ НИЭРУ (Komaru Nieru), ИТИМОНДЗИ-КАЭРИ (Ichimonji Kaeri)

КАЭРИ-АСАСИ (Kaeri Asashi), КАЭРИ-ФУКАСИ (Kaeri Fukashi), КАЭРИ-БУКА (Kaeri Buka)

КАЭРИ-ЦУСИ (Kaeri Tsuyoshi), МИДАРЭ-КОМИ (Midare Komi), НОТАРЭ-КОМИ (Notare Komi)

ДЗИЗО (Jizo), КАЭН (Kaen), ТДЗИ МИДАРЭ-КОМИ (Choji Midare Komi)

КОТЭ-УЭХОСОСИ (Yokote Uehososhi), НИЭ КО-ЗУРЭ (Nie Kozure), ХАКИ-КАКЭ (Hakikake)

Но объектом любования и придирчивой оценки меча служат не только структуры хамон, ниои и ниэ. Сама поверхность стали в боковой зоне Ji, простирающейся от якиба до мунэ, представляет интерес как носитель дивных узоров "хада", конкретный тип коих напрямую связан с процессом ковки. Хада формируется в самой начальной стадии изготовления клинка, когда исходная полоса многократно оттягивается, складывается пополам в том или ином направлении и снова оттягивается. Таким образом, хада является индикатором техники мастера, но разглядеть его еще труднее, чем нюансы хамон. Японский дамаск чрезвычайно плотен, а древняя традиция справедливо отвергает слишком прямолинейный и грубый путь выявления узора посредством обработки поверхности кислотой. Нежный хада становится заметен только на последних стадиях классической ручной полировки, и для его созерцания требуются определенные навыки и опыт.

Разновидностей узора немного, но изрядная доля клинков включает несколько типов сразу. Кроме того, внутри каждой формы хватает вариаций по плотности, размеру элементов, причудливости и так далее. Это одновременно усложняет, но порой и облегчает классификацию. Например, отличительной особенностью школы Сиккакэ из провинции Ямато является устойчивая смесь мокумэ-хада с масамэ-хада вдоль границы хамон. Подобные сочетания настолько характерны, что для их обозначения даже введены особые термины. Для уточнения же обычных применяются те самые, приведенные выше, дополнительные слова: "малый", "средний" и т.д.

Масамэ-хада (Masame Hada)

Такая структура получается в случае, когда заготовка каждый раз проковывается в одном и том же направлении вдоль своей плоскости, а боковая поверхность клинка формируется из боковой же поверхности поковки. Рисунок состоит из слегка волнистых параллельных линий, соответствующих залеганию слоев металла:

Мокумэ-хада (Mokume Hada)

Если ковать сталь то в одном, то в другом направлении, нарушая притом равномерность структуры чередованием ударов различной силы, мы получим рисунок, напоминающий текстуру дерева или некоторые сорта европейского Дамаска:

Итамэ-хада (Itame Hada)

Образуется при равномерной ковке полосы в разных направлениях, причем для формирования боковой плоскости клинка используется верхняя, лицевая сторона заготовки. Рисунок соответствует древесной текстуре:

Аясуги-хада (Ayasugi Hada)

Это тот же масамэ-хада, но искаженный нерегулярными ударами молота. Его легко отличить по характерным синусоидальным всплескам рисунка, чем-то похожего на узор современного катанного промышленного Дамаска:

Насидзи-хада (Nashiji Hada)

Слово "насидзи" означает гладкую кожицу груши. Это плотный вариант мокумэ-хада с большим количеством поверхностных ниэ.

My дзи-хада (Muji Hada)

"Mu" - отрицание, "Ji" - боковая поверхность. Соответственно название можно перевести как "поверхность, лишенная узора". Подобным образом именуют клинки с чрезвычайно мелким, плотным, трудноразличимым рисунком. Но данный термин служит причиной путаницы, так как одновременно им пользуются для обозначения Ji Showa-to (боковой поверхности клинков, изготовленных в эпоху Сва, 1925-1989 г.) и великого множества клинков машинной выделки времен второй мировой войны (Shin-gunto, то есть "современных военных мечей"), которые делались из некованой стали, вообще не имеющей узора:

Разумеется, в натуре поверхность клинка выглядит совсем не так, как показано выше. Полированный металл отнюдь не черен, а кружевные линии едва заметны, будто изморозь на стекле. Просто для наглядности рисунок проявлен искусственно, изменены его тональность и контраст, так как в противном случае на бумаге не отобразилось бы вообще ничего.

На этом перечень основных форм меча можно считать закрытым. Но существует ряд второстепенных элементов, каждый из которых способен внести свой вклад в дело идентификации клинка. Коснемся лишь двух, наиболее очевидных - это долы (продольные канавки различной ширины и глубины) и декоративные гравировки.

Долы (Hi). Японская традиция не жалует долы, но мы встречаемся с ними на удивление часто. Своим появлением на клинке они почти всегда обязаны особому пожеланию заказчика, а их нарезкой занимались ученики. Как правило, тонкий желобок идет чуть ниже спинки, от хвостовика до самого острия, точнее - до котэ. Этим страдают некоторые клинки катана и тати, но почти никогда - вакизаси. Последние, напротив, украшались системой из нескольких коротких дол, часто составлявших единую композицию с элементами гравировки. В то же время узкий верхний дол характерен для различных ножей, не имевших ребра синоги:

В любом случае долы увеличивают боковую поверхность полосы, придавая ей тем самым дополнительную жесткость и уменьшая вес. Вдобавок, клинок начинает издавать во время движения зловещий свист, делающий вашу технику очевидной и впечатляющей. Это обстоятельство учтено при изготовлении современных иай-то (мечей для занятий иай-до), легких и весьма "голосистых".

Гравировки (Horimono). Гравировки характерны, разумеется, лишь для редких дорогих экземпляров, так как японская традиция предполагала ювелирную ручную резьбу по очень прочной боковой поверхности клинка. Хотя такая гравировка часто имела глубокий рельеф с виртуозной проработкой деталей, никакими едкими субстанциями для травления рисунка японцы не пользовались. Также мы практически не сталкиваемся с техникой таушировки или "насечки", когда в желобок вколачивается проволока из цветного металла. Сюжеты могут быть условно разделены на три категории по степени сложности. Первая и самая простая включает иероглифические надписи кандзи (Kanji), сделанные штихелем. Мотивы второй группы - поэтические образы родной природы, всевозможные пионы, цветы вишни и сливы, сосновые ветви и так далее. Сюда же входят и различные буддийские символы наподобие ваджры (частый элемент декора). Наконец, последняя, самая сложная категория - полные рельефы сидящего Будды либо длинного извилистого дракона. Классика жанра - дракон, грызущий копье или прямой меч цуруги. Такая резьба носит название "Курикара", но ряд исследователей полагают, что это личное имя конкретного змея. Вот наглядные образцы, демонстрирующие описанные группы:

Конечно, существуют различные мнения и пристрастия, но лично я солидарен с теми экспертами, которые относят всякие дополнительные украшения к пустым излишествам, лишь заслоняющим подлинную красоту полированной стали.

Теперь, будучи искушенными во всех тонкостях форм японских клинков, мы с необычайной легкостью способны атрибутировать любой из них, тотчас определив его принадлежность к той или иной традиции го-кадэн, о чем говорилось в самом начале данной главы. Итак:

Сошу-дэн (Soshu Den)

Катана и тати данной школы были длинными, широкими и тяжелыми. Примерно с конца XIII века входят в широкое употребление большие ножи танто. Прогиб клинков - плавный "тории-зори". Структура хада отменная и плотная, точно волокна древесины, когда е строгают "против шерсти" ("итамэ-хада"). Хамон разнообразный, но чаще неравномерный ("мидарэ" или "тдзи-мидарэ"), иногда с включениями тоби-яки. Ниэ, как правило, "ара-ниэ", притом зерна настолько обильны, что образуют характерный узор хитацура (Hitatsura). Хвостовик обычно исполнен в стиле "танаго-бара", так как напоминает брюшко рыбы "танаго", которая водится в реках провинции Сошу. Срез хвостовика - в стиле "кэнг" (Kengyo):

Бизэн-дэн (Bizen Den)

Отличительные черты - клинок изящный, грациозный, ширина и толщина средние. Прогиб почти всегда в стиле "коси-зори" (центр смещен к рукоятке), что принято считать фирменным знаком школы. При этом старые мечи имеют внушительный изгиб "коси", но отдельные дома (например, Осафунэ) не гнушались легкого "тории-зори". Узор хада стиля мокумэ включает мелкие, средние и крупные элементы, также часто присутствует уцури (Utsuri). Хамон большей частью мидарэ-ба, тдзи-мидарэ в разных вариациях и гуномэ-мидарэ, реже - сугу-ха. Ниэ среднего размера, особенно обильны вдоль линии ниои, но встречаются и дзиниэ.

Хвостовики старых экземпляров имеют тенденцию быть длинными, стройными и очень пропорциональными, обычно в стиле нику-но-хира ("смягченный хира"). Однако с течением времени они постепенно становятся толстыми и короткими, с параллельными гранями, а после времени Оэй (1394-1428) делаются настолько малыми, что выглядят неуравновешенно. Задний срез в стиле кури ("каштан"):

Мино-дэн (Mino Den)

Отличительные черты - клинки тяжелые и широкие. Прогиб - неглубокий саки-зори (центр сдвинут к острию), но старые экземпляры чаще имеют тории-зори.

Узор хада - обычно масамэ и ко-мокумэ с масамэ вблизи спинки. Из хамон наиболее популярен санбон-суги (Sanbon Sugi), дословно - "три кипариса". Время от времени попадается также сугу-ха. Следует отметить, что где-нибудь вдоль спинки непременно видна маленькая мидарэ (нерегулярность рисунка).

Хвостовики средней длины, заостренные, срез в стиле кэнг. Насечка ясури - хигаки (Higaki), сюдзикай (Sujikai) или кири (Kiri):

Ямасиро-дэн (Yamashiro Den)

Клинки узкие и грациозные, прогиб в стиле тории-зори. Хада - ко-мокумэ превосходной структуры. Мелкое зерно говорит о многократном складывании и проковке полосы во время е изготовления, что в свою очередь обуславливает высокую прочность и твердость металла. Такое плотное строение с большим количеством поверхностных ниэ (Ji Nie) дает после полировки узор насидзи (Nashiji) - "кожицу груши", являясь показательным также для школы Ямато-дэн. Хамон чаще всего в стиле сугу-ха, но встречается и тдзи-мидарэ с россыпями кристаллов ниэ ниже ребра синоги. Хвостовики длинные и заостренные. Задний срез различен: в клинках, изготовленных 700 лет назад и ранее - кури ("каштан"), в более поздних - смесь кури и кэнг:

Ямато-дэн (Yamato Den)

Клинки узкие и изящные, но шире, чем в Ямасиро-дэн. Ребро несколько приподнято. Прогиб стиля тории-зори. Хада почти такой же, как в предыдущей школе, и лишь некоторые полосы имеют смесь ко-мокумэ с масамэ. Хамон - чаще всего сугу-ха с несколькими маленькими аси-ири (Ashi-iri). Хвостовик срезан "каштаном".

Основные школы направления Ямато: Сэндзюин (Senjuin), Таэма (Таета), Сиккагэ (Shikkage), Сизу (Shizu) и Тэгай (Tegai):

На этом рассказ о формах традиционного японского клинка пора закончить. Разумеется, о каждом аспекте можно говорить очень долго и подробно, но такое исследование будет слишком частным и специальным. Хотелось бы подчеркнуть одно - каждая из описанных больших и малых составляющих входит как абсолютно категоричный, обязательный элемент в общую картину классического меча, а потому любая попытка изменить (добавить, убрать) форму приведет либо к уничтожению ценного раритета, либо к изготовлению никчемной фантазии на собственную тему.

Создать бесплатный сайт с uCoz