ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Уместны ли традиционные боевые искусства на совpеменных Боях без пpавил?
  2. Роль Джиу-Джитсу в психофизическом формировании личности
  3. Отдельные фармакологические аспекты борьбы с утомлением
  4. О влиянии джиу-джитсу на личность
  5. Какую пользу для здоровья можно извлечь из занятий Джиу-Джитсу
  6. Джиу-джитсу как надежный способ выжить в экстремальной ситуации
  7. Анатомия удушения.
  8. "Секретные приемы" - предмет горячих споров.

 Уместны ли традиционные боевые искусства на совpеменных Боях без пpавил?

Джиу-джитсу, как вид Боевого Искусства, имеет очень древнюю истоpию. Его знаменитый путь пpослеживается от pождения Буддизма в Индии до сегодняшних Боёв без пpавил.

Стоит отметить, что пpедставители Бpазильского Джиу-Джитсу сильно изменили пpедставления о боевых искусствах в совpеменном миpе. Я лично благодаpен лидеpам Бpазильского джиу-джитсу Хиксону, Хойсу, Рензо, Ральфу и Хойлеpу из семьи Гpейси, Маpио Спеppи, Виктоpу Белфоpту и Валлиду Измаэлю. Без их pешительных усилий Джиу-джитсу все еще считалось бы "устаpевшим" искусством, котоpое было побеждено Дзюдо ещё сотню назад.

В настоящее вpемя существует два разных типа джиу- джитсу. Бpазильское джиу-джитсу, пионеpом и разработчиком котоpого является Хелио Гpейси, может pассматpиваться как "совpеменное" (после 1900 г) Джиу-джитсу, в то вpемя как пеpвоначальное Японское Джиу-джитсу типа Дайто Рю Айки-дзю-дзюцу может pассматpиваться как "тpадиционное" (до 1900).

Весь успех модеpнизатоpов джиу-джитсу на совpеменных туpниpах по Боям без пpавил, без сомнения, говоpит о том, что совpеменное Бpазильское Джиу-джитсу - чpезвычайно эффективный вид боевого искусства. Уникальная техника pаботы на земле Бразильского джиу-джитсу позволяет контpолиpовать и побеждать даже очень кpупных пpотивников. Последователи тpадиционного стиля должны извлечь уpоки из подобного положения дел.

Хиксон Гpейси однажды сказал, что Тpадиционное Джиу-джитсу избыточно и неэффективно. Во многих отношениях, его кpитика верна. Hо он также заявил, что тpадиционное джиу-джитсу и джиу-джитсу Грейси используют очень похожую технику и одинаковые пpинципы. Так в чём же пpоблема? Почему же тpадиционные пpедставители не могут быть так же эффективны, как и их модеpнизиpованные бpатья? Ответ лежит в методике обучения.

Тpадиционное Джиу-джитсу, так как оно преподаётся в моей стpане, преподносится "как оно есть", то есть с очень небольшими модификациями. В pезультате, это искусство давно пpекpатило pазвиваться, и его эффективность очень сильно снижена. К тому же есть ещё такие пpеподаватели Джиу- джитсу, котоpые в штыки воспринимают идею свободных спаppингов, и которые заявляют, что Джиу-джитсу, мол, слишком травматично, чтобы можно было безопасно спаppинговаться. Таким обpазом, студенты лишены возможности, пpактиковать и испытывать свою технику в полу-боевой ситуации, снижая поэтому свою собственную эффективность.

Но во многих случаях, спаppинги с защитными пpиспособлениями типа пеpчаток и шлемов увеличивают возможности обучающегося, также как и его чувство увеpенности в себе. Хорошо, что всё-таки некотоpые пpеподаватели пpидумали набоpы пpавил, котоpые позволяют студентам спаppинговаться безопасно, и в то же вpемя использовать удаpы pуками и ногами, бpоски, болевые и удушения. Я думаю, что в этом и состоит перспективное напpавление для будущего Тpадиционных Боевых Искусств.

Дpугая пpоблема заключается в учебном плане. Существуют тpадиционные пpеподаватели, котоpые настаивают на той точке зпения, что студенты обязательно должны владеть дpевним оpужием, типа тонфы, нунчак бо, джо, бокен, саи и т.д., котоpые нисколько не актуальны в сегодняшних условиях. Вpемя, потpаченное на изучение pаботы с таким оpужием, могло бы быть потpачено на более полезные вещи, типа обучения освобождению от захватов и. смен позиций в боpьбе, а также на изучение многочисленных ваpиаций техники.

Совеpшенствование пpовеpенной, эффективной техники более важно, чем обучение множеству ритуальных бесполезных техник. На мой взгляд вплоть до pазpяда Шодан (1-й Дан), студентам нужно пpеподавать улично-эффективные: удаpы, бpоски, защиту от оpужия и боpьбу на земле. Также очень важно осуществление психологических упpажнений,. Оpужие, кpасивые бpоски и ката можно пpеподать позже, возможно на Hидан или Сандан (3-й Дан) стадиях. И не забывать посвящать некотоpое вpемя спаppингу в легком контакте. Таким обpазом, студенты будут способны достаточно хоpошо себя защитить.

Есть ли в миpе совpеменных Боёв без пpавил место Тpадиционному Джиу-джитсу? Если оно будет и впредь соблюдать тpадиционный учебный план, со всем этим ритуально-эстетическим мумбо-юмбо, то ответ однозначный - HЕТ. Hо если тpадиционник изменит свой учебный план, и сделает его улично-эффективным, то ответ - ДА.

Все мы знаем, что тpадиционное Джиу-джитсу уделяет одинаковое внимание ведению боя как стоя, так и на земле. Тpадиционник с большим опытом спаppингов, как стоя, так и на земле, веpоятно, был бы способен хоpошо защитить себя в уличных ситуациях. Hа Боях без пpавил, боец, котоpый умел бы боpоться и эффективно бить, был бы очень опасен. Тpадиционник имеет потенциал, и мог бы стать опасным бойцом, так как тpадиционное Джиу-джитсу имеет обшиpный аpсенал (удаpов), воздействий на болевые точки, бpосков и опpокидываний, боpьбы, болевых пpиё мов. Джиу-джитсу - совершенно, оно является прародителем Боевых Искусств, от котоpого пpоисходят прочие Боевые Искусства. Мы объединяем их все. Hо тpадиционные пpеподаватели должны pешить: хотят ли они сохpанить Джиу-джитсу как некую фоpму искусства, как дpевний пеpежиток пpошлого, или они хотят возpодить Джиу-джитсу и сделать его эффективным, динамичным и гибким Боевым Искусством для сегодняшнего миpа Боёв без пpавил?

Хотя я и тpадиционник, но я пpилагаю дополнительные усилия для преподавания в своей школе боpьбы, пpостых бросков и улично- эффективных удаpов. Результаты этого стоят. Тепеpь мои студенты могут ходить по улицам без опасения, зная, что искусство. Джиу-джитсу позволяет им вести бой, так как они хотят, как стоя, так и на земле. Это не самоpеклама, так как стили Джиу-джитсу имеют очень схожую технику, и поэтому ВСЕ стили Джиу-джитсу могут быть сделаны более эффективными путём изменения учебного плана.

И напоследок, я хотел бы обратиться к последователям тpадиционного. Джиу-джитсу: не надо ненавидеть Гpейси! Пересмотрите ваш собственный учебный план и очистите ваши искусства. Я увеpен, что это будет только на пользу. Кто знает, возможно, в один пpекpасный день, и тpадиционник тоже сможет выигpать на Боях без пpавил - UFC!

 

Роль Джиу-Джитсу в психофизическом формировании личности

Различные практики воспитания молодого поколения по стандартам общества, в котором оно формируется известно с давних пор практически у всех народов мира! В свою очередь данные стандарты формировались благодаря существованию сообщества в определённых условиях: географических, климатических, культурных и исторических и политико-социальных. Примечателен факт, что чем суровее и жоще были исходные условия существования сообщества, тем изощрённее и многообразнее были обучающие практики, позволяющие молодой личности выжить в агрессивной среде! Приобретение необходимых навыков являлось условием самого существования! Такой подход был практически во всех развивающихся культурах (например Спарта в Европе). Напротив, благополучные культуры, прошедшие этап развития и формирования сообщества, создавшие для своих сограждан более комфортные условия жизни были склонны к постепенной утере таких практик развития личности вследствие утери их актуальности… Известны и результаты подобных тенденций: Развивающиеся сообщества рано или поздно выходили на более высокий уровень организации и завоёвывали для себя место под солнцем, а развитые, остановившиеся в своём развитии сообщества, деградировали и были уничтожены! Подобные примеры имеются на всех континентах и во все времена.

Отсюда напрашивается вывод, что для эволюционирования и развития личности зачастую спартанские агрессивные условия существования продуктивнее чем комфортные и стабильные. К сожалению в традициях западного мира военная подготовка и духовно-нравственное самосовершенствование не были сплетены в единых системах и при переходе к более совершенным формам вооружения были во многом утеряны! Исключения составляют разве что системы подготовки специальных служб! На Востоке традиции воспитания воинов и традиции духовно-нравственного совершенствования издревне шли нога в ногу! Это было обусловлено и особенностями местных философских дзен-буддийских и даоских философий, ядром которых всегда являлся принцип самосовершенствования. Поэтому исторически сложилось, что восточные системы подготовки воинов, монахов, самураев профессионалов всегда включали в себя принцип развития личности как таковой! Отсюда и традиция воспитания человека шла с детского возраста и до глубокой старости. Скажем так, на Востоке данные системы были основой выживания рода, клана, поселения и т.д. в условиях постоянных междоусобных конфликтов и войн. Также важно, что данные системы поддерживались философскими взглядами населения и были почитаемы и уважаемы на данных территориях. Следует отметить также интеграцию в системы воинской подготовки методик основанных на многовековом опыте внутренних практик существовавших в эзотерических традициях древнего Востока!

В сегодняшнем мире многое изменилось, Восток и Запад интегрировались друг в друга, условия жизни стали лучше, человеку не нужно бороться за выживание физическими методами или постоянно вступать в рукопашную с представителями криминального мира! Т.е. кроме специальных служб, спрос на подготовительные воинские системы у населения во многом пропал… В тоже время налицо определённая физическая деградация городского населения, проживающего в комфортных условиях и потерявшего ощущение физической угрозы своего существования! Развивающиеся спортивные системы подготовки молодёжи являются прекрасным средством физической активности, но, к сожалению, не обладают той воспитательной и развивающей функцией как некоторые системы восточных единоборств. В настоящее время системы восточных единоборств и воинских искусств стали одним из самых эффективных способов формирования гармоничной сильной личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающим миром и чуждой пагубному влиянию алкогольно-наркотической зависимости на молодое поколение. Так в чём же секрет эффективности боевых искусств в воспитании личности по сравнению с другими спортивными дисциплинами или физической культурой?

Среди ответов на этот вопрос могут быть:

1. Модуляция агрессивных сред, способствующих, в процессе противостояния с условным противником, эволюции личности и поиску новых путей развития;

2. Формирование психологической устойчивости перед условной угрозой физического воздействия;

3. Создание конкурентной среды в виде соревновательных мероприятий для стимулирования более эффективного развития занимающегося;

4. Формирование и использование наиболее эффективных и естественных траекторий биомеханических движений человека, выработанных в процессе многолетней практики поколениями адептов боевых искусств;

5. Изучение и использование оптимальных энергетических потоков для скорейшего восстановления и эффективного воздействия на условного противника;

6. Воспитание привычки преодолевать сложности и сопротивление, достигать поставленной цели, вырабатываемое в процессе тренировок боевыми искусствам;

7. Формирование, развитие и поддержание физической формы и мышечного каркаса, что является необходимым условием функционирования в среде БИ и не менее полезно в обычной жизни;

8. Формирование и развитие способности к концентрации в процессе изучения техник и базовых движений в БИ;

9. Способность использования изменённых состояний сознания, являющихся ключом ко многим творческим способностям и эффективной оценке складывающейся ситуации в реальной жизни;

10. Формирование способности качественного функционирования личности в коллективной среде и в среде лишённой коммуникаций;

11. Использование оптимальных биофизических траекторий движений в совокупности с позитивными состояниями сознания способствуют гармонизации физического, энергетического и психологического баланса, что приводит к общему оздоровлению человека;

12. Формирование уверенности в себе и способности противостоять внезапной агрессии криминальных элементов угрожающих личной безопасности и здоровью человека;

13. И, наконец, использование некоторых тренировочных методик, основанных на естественной актуализации личности, путём создания личного комплекса техник, двигательных стереотипов и состояний сознания, свойственных только данной уникальной личности помогает человеку раскрыть свои внутренние склонности, способности и таланты и эффективно их развивать.

Издревне настоящие мастера и адепты боевых искусств были почитаемы и уважаемы, за свою способность противостоять физическому нападению, защитить слабых и за высокий духовно-нравственный уровень. В наше время прикладное применения данных методик востребовано в основном в профессиональной среде специальных служб, а среди населения в виде системы физического, энергетического и духовно-нравственного совершенствования. Основной проблемой в развитии боевых искусств сегодня есть малый социальный заказ на данную категорию практик, который имеет тенденцию к возрастанию в периоды войн или вооружённых конфликтов или в среде с плохой криминогенной обстановкой! В благополучных обществах спрос на БИ падает! В этой связи для поддержания и развития традиций и для качественного использования потенциала данных систем возрастает необходимость в информировании населения о качественной стороне и пользы от данного вида практик… Примечателен опыт стран Азии, где многие оспортивненные направления БИ внесены в школьные и университетские программы обучения!

Отдельные фармакологические аспекты борьбы с утомлением

Чесноков А.В., к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин
Россия, Томск
Почему человек устает на тренировке? Почему к концу тренировки иногда появляются вялость, заторможенность, нежелание заниматься? Все это происходит в основном в результате накопления в крови «токсинов усталости».
«Токсины усталости» – понятие собирательное. В медицине под «токсинами усталости» подразумевают целую группу веществ, которые являются промежуточными или побочными продуктами обмена. Эти вещества образуются в организме как результат интенсивной и продолжительной работы. В первую очередь это молочная и пировиноградная кислоты – побочные продукты окисления глюкозы и гликогена в организме. В норме при кислородном окислении глюкозы и гликогена они окисляются до углекислоты газа и воды. При больших физических нагрузках потребность организма в кислороде превышает возможности дыхательной, сердечно-сосудистой и кровеносной систем удовлетворить эту потребность.
В результате все энергетические субстраты окисляются не полностью. Часть углеводов окисляется только до молочной и пировиноградной кислоты. Причем увеличение в крови содержания молочной кислоты блокирует кровяные системы транспорта кислорода и затрудняет проникновение его в клетки.
Возникает замкнутый круг: чем меньше кислорода, тем больше молочной кислоты, а чем больше молочной кислоты, тем меньше ткани усваивают кислорода. Утомление при этом нарастает как снежный ком. Кривая нарастания утомления становится круче к концу тренировки (утомление нарастает быстрее).
При возникновении даже небольшого углеводного дефицита организм начинает интенсивно окислять жирные кислоты и глицерин. Уже через 15-20 минут тренировки механизм окисления жирных кислот начинает работать в полную силу. Жирные кислоты никогда не окисляются полностью при дефиците глюкозы. Окисление происходит только до стадии кетоновых тел (ацетон, ацетоуксусная кислота, В-оксимасляная кислота, ацетомасляная кислоты и т.д.).
В развитие утомления вносят свой вклад также процессы брожения и гниения в кишечнике в результате неполного переваривания пищи. Это может быть вызвано неправильным режимом питания (смешанное питание), неправильным рационом (употребление трудно перевариваемой пищи), заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь), да и просто перееданием.
Белковый обмен также вносит свой вклад в интоксикацию организма. Такими токсинами являются различные азотистые соединения, и в первую очередь аммиак, которые образуются в процессе аминокислотного обмена. Если учесть, что многие спортсмены, особенно культуристы, вынуждены потреблять большое количество белковой пищи, то становится понятно, что фон азотистой интоксикации у таких лиц явно завышен. Особенно сильную азотистую интоксикацию дает мясо, за ним следуют птица, рыба, молочные продукты, яйца.
При интенсивных физических нагрузках в организме образуется большое число высокотоксичных свободных радикалов: оксидов, гидроксидов и перекисей. Эти соединения химически очень агрессивны. Они способны повреждать клеточные мембраны и вызывать самые различные нарушения жизнедеятельности организма. Естественно, что работоспособность при этом также снижается.
Итак, мы выделили 5 основных групп токсинов усталости:

· Молочная и пировиноградная кислоты.

· Кетоновые тела (ацетон и др.).

· Продукты гниения и брожения в кишечнике.

· Продукты азотистого обмена (аммиак и др.).

· Свободные радикалы.

Рассмотрим обезвреживание различных токсических веществ по порядку.
I. Молочная и пировиноградная кислоты.
В организме существует механизм поддержания и повышения работоспособности, который носит название глюконеогенеза, буквально – новообразование глюкозы. Глюкоза вырабатывается их многих промежуточных продуктов окисления, в том числе и из молочной кислоты. В результате, молочная кислота из токсичного продукта превращается в глюкозу, так необходимую организму при больших физических нагрузках. Помимо молочной кислоты организм может синтезировать глюкозу из пировиноградной кислоты, аминокислот, глицерина, жирных кислот и др.
Где происходит глюконеогенез? В основном в печени. Именно там синтезируются короткоживущие (всего в течение нескольких дней) ферменты, которые утилизируют самые разные вещества с одной целью – выработать достаточное количество глюкозы. При больших физических нагрузках в глюконеогенезе начинают принимать участие почки, а при еще больших нагрузках, близких к предельным, – кишечник. Но роль почек и кишечника носит вспомогательный характер. Основная роль принадлежит, все же, печени.
В нормальном, здоровом организме 50% всей молочной кислоты утилизируется печенью, превращаясь в глюкозу. При интенсивной мышечной работе умеренный распад белковых молекул сопровождается выходом аминокислот в кровь и их утилизацией в процессе глюконеогенеза, образованием той же глюкозы. Особенно хорошо утилизируются такие аминокислоты, как аланин (в печени) и глютаминовая кислота (в кишечнике).
«Мощность» глюконеогенеза, основного механизма, избавляющего нас от молочной кислоты, зависит от того, насколько интенсивно печень и другие органы синтезируют ферменты глюконеогенеза.
Для нормального синтеза ферментов глюконеогенеза необходимо:
Во-первых, здоровая печень. Достаточно назначить любой препарат, улучшающий работу печени, как сразу же происходит повышение общей работоспособности. Это подтвердит вам любой практикующий врач.
Во- 74;торых, необходима определенная активизация симпатико-адреналовой системы и достаточное содержание в крови глюкокортикоидных гормонов. Во время интенсивных тренировок происходит сильная активизация симпатико-адреналовой системы и массированный выброс в кровь глюкокортикоидов. Глюкортикоиды оказывают катаболическое действие на все органы и ткани за исключением печени. В печени под влиянием глюкокортикоидов, наоборот, усиливается анаболизм и происходит быстрый синтез ферментов глюконеогенеза. В процессе тренировки под влиянием глюкокортикоидов происходит умеренный рабочий распад мышечной и жировой тканей. Продукты этого распада утилизируются печенью с образованием глюкозы.
В-третьих, только регулярные физические тренировки могут быть основой нарастания мощности глюконеогенеза. Глюконеогенез, как и любая другая функция организма, поддается тренировке. Если у нетренированного человека мощность глюконеогенеза при физической работе может возрастать в 5 раз, то у квалифицированного спортсмена мощность глюконеогенеза может возрастать в 20 раз и более. В организме высококвалифицированных спортсменов глюконеогенез развит настолько хорошо, что его мощность нарастает прямо пропорционально нарастанию количества молочной кислоты в крови.
Мощность глюконеогенеза – один из основных факторов (если только не самый основной), от которого зависит выносливость.
С момента открытия глюконеогенеза постоянно делались попытки активизировать его различными фармакологическим путем. Вначале с этой целью использовали амфетамины: фенамин, первитин и др. Амфетамины являются мощным активизатором глюконеогенеза, причем под действием амфетаминов в глюконеогенезе утилизируется в основном жировая ткань. Со временем выяснилось, что амфетамины нельзя вводить в организм слишком часто, так как они истощают резервы катехоламинов в центральной нервной системе. Их стали использовать только изредка, во время соревнований, да и то в ограниченных количествах, так как даже однократное введение большой дозы амфетаминов может привести к нервному срыву. Только после участившихся трагических случаев среди высококвалифицированных спортсменов, амфетамины в спорте были строжайше запрещены.
Одно время заманчивым казалось применение глюкокортикоидных гормонов, ведь они являются самым сильнодействующим фактором, активизирующим глюконеогенез. Даже однократное введение глюкокортикоидов повышает выносливость (в том числе и силовую) на 70%. Со временем оказалось, однако, что при повторном введении эффект от глюкортикоидов снижается, а их катаболическое действие на мышечную ткань увеличивается. Поэтому от использования глюкортикоидов в тренировочном процессе тоже пришлось отказаться. Тем не менее, находятся «смельчаки», которые применяют их в качестве допинга до сих пор.
Также активизируют глюконеогенез анаболические стероиды. Особенно сильной активизации глюконеогенеза удается добиться при сочетании анаболических стероидов с глюкокортикоидными гормонами, однако ни о каком наращивании мышечной массы здесь не может быть и речи из-за сильного катаболического действия глюкокортикоидов, которое едва-едва удается «прикрыть» стероидами. Поскольку и анаболические стероиды, и глюкокортикоиды относятся к допингам, их применение в соревновательном периоде строжайше запрещено. Да и побочных действий при длительном применении развивается немало.
Совершенно новый этап в фармакологии глюконеогенеза был открыт с изобретением актопротекторов. Актопротекторы – совершенно новый класс веществ, повышающих выносливость. Их действие основано на том, что они избирательно стимулируют синтез глюконеогенеза в печени, почках и кишечнике, больше ни на что не влияя. Актопротекторы, таким образом, отдаляют поступление тренировочного утомления и позволяют выполнить больший объем физической работы, в.том числе силового характера. Актопротекторы малотоксичны, не вызывают привыкания к стимуляции. К допинговым препаратам не относятся. Актопротекторы хороши тем, что их можно использовать как в тренировочном, так и в соревновательном периодах, не опасаясь развития каких-либо побочных действий. Правильное применение актопротекторов повышает работоспособность в 1,5-2 раза и их эффект вполне сравним с эффектом глюкокортикоидных гормонов. Помимо усиления глюконеогенеза, актопротекторы повышают проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что благоприятно сказывается на энергетическом потенциале клеток.
Клиническую проверку в настоящее время проходит полтора десятка препаратов, однако, в продаже имеется пока лишь только один актопротектор – бемитил.
Значительной активизации глюкогенеза удается добиться при введении в организм больших количеств витамина А (от 100 тыс. ЕД до 1 млн. ЕД). При передозировке бывают побочные действия (витамин А способен накапливаться в организме), однако они быстро проходят после отмены препарата.
II. Кетоновые тела
В настоящее время есть только одно узкоспециализированное средство для активизации окисления жирных кислот и устранения кетонового ацидоза. Это карнитин. Отметим лишь то, что карнитин совершенно безвреден. Он повышает проницаемость клеточных мембран для жирных кислот и усиливает окисление жирных кислот внутри клетки. Принимать его нужно в больших дозах (по 6-8 г в сутки). Меньшие дозы эффекта не дают. Справедливости ради, следует отметить, что печень здорового человека сама по себе способна синтезиl8;овать карнитин. Особенно хорошо карнитин синтезируется у тех спортсменов, которые длительно тренируются на выносливость.
Все средства, усиливающие глюконеогенез, также будут способствовать полной утилизации жирных кислот. Во-первых, это происходит потому, что жирные кислоты утилизируются в процессе глюконеогенеза и превращаются в глюкозу. И, во-вторых, сама по себе образующаяся в процессе глюконеогенеза глюкоза способствует более полному окислению жирных кислот.
III. Продукты гниения и брожения в кишечнике
Для устранения процессов гниения и брожения в кишечнике необходимо сосредоточить свое внимание на полном переваривании употребляемых продуктов. Для этого необходимо:

· Исключить переедание, если таковое имеет место, так как переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ограничена определенными пределами.

· Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта может быть повышена с помощью пищеварительных ферментов. Прием таких препаратов, как «Фестал», «Панкреатин», «Трифермент» и др., позволит усвоить большие, чем обычно, количества пищи.

· Устранить заболевания пищеварительной системы, если таковые имеют место.

· Соблюдать принципы раздельного питания: пить только до еды, углеводную пищу употреблять отдельно от белковой.

· Избегать грубой мясной пищи, содержащей толстые мышечные волокна (грубоволокнистое мясо). Оболочки таких мышечных волокон перевариваются с трудом, а иногда вообще не перевариваются.

· Избегать употребление слишком большого количества клетчатки, которая не переваривается (злаковые культуры, бобовые, овощи и фрукты).

IV. Продукты азотистого обмена
С токсическими продуктами азотистого обмена бороться нелегко. В основном в ход идут препараты, улучшающие функцию печени (диксорин, «Карсил», «Эссенциале», «Лив-52» и т.д.) и почек. Очень хорошим дезинтоксикационным действием обладает глютаминовая кислота, которая связывает токсичный аммиак и превращается в нетоксичный глютамин. Глютамин впоследствии используется в процессе белкового синтеза. Анаболические стероиды способствуют фиксации азотистых соединений в организме, которые идут на нужды белкового синтеза. Но используются при этом стероиды только в очень малых дозах, чтобы не вызвать повреждения печени.
Дезинтоксикационная функция печени повышается под действием больших доз аскорбиновой кислоты и рутина (3-5 г/сут), под действием липоевой кислоты (до 1 г/сут), пантотената кальция – витамина В5 (3 г/сут), пангамата кальция – витамина В15 (0,5-1 г/сут), кобамамида – коферментной формы витамина В12 (до 1 мг/сут).
V. Свободные радикалы
Для нейтрализации избыточного количества свободных радикалов в организме существуют свои мощные системы защиты, однако и их порой бывает недостаточно, и здесь представляется целесообразным использование фармакологических препаратов, прежде всего некоторых витаминов. Аскорбиновая кислота, витамины группы Р, никотиновая и бензойная кислоты являются сильными антиоксидантами.
Классическим витамином с антиоксидантным действием является витамин Е (альфа-токоферол), который, помимо своего антиоксидантного действия, обладает способностью снижать потребность организма в кислороде и повышать работоспособность.
Антиоксидантным действием в той или иной степени обладают витамины группы К, азотистые соединения, карнозин и анзерин, фосфолипиды (лецитин), микроэлемент селен.
Существует узкоспециализированная группа фармакологических препаратов, которая выполняет в организме почти исключительно антиоксидантную роль. Это такие препараты, как «Дибунол», «Эмоксипин», «Мексидол», «Убинон», «Гипоксен». Особенно широко в спортивной практике применяются «Эмоксипин», «Мексидол» и «Убинон». «Мексидол» проявляет не только антиоксидантное, но также и противогипоксическое действие, повышая устойчивость организма к недостатку кислорода.
В заключение необходимо отметить, что природа утомления, а тем более переутомления намного сложнее, чем просто образование «токсинов усталости. Однако образование «токсинов усталости» – это один из основных механизмов и его нужно знать. Знать, чтобы уметь бороться с усталостью и как следствие – падением спортивных результатов.

 

О влиянии джиу-джитсу на личность

Брусочкина Наталья.
Адепт Белорусской Федерации Джиу-Джитсу
Существует множество литературы по восточным единоборствам и, в частности, по джиу-джитсу. Но основной аспект, который описывается в них, это боевая техника и способы ее применения. Однако известно, что боевое искусство – это и метод духовного совершенствования личности, потому что невозможно добиться истинной силы только путем тренировки физического тела, отработки различных приемов.
Поэтому было решено провести научное исследование для определения тех качеств личности, которые развиваются в процессе тренировок. И были получены результаты*, свидетельствующие о том, что люди, систематически занимающиеся джиу-джитсу:
1. общительны, открыты, естественны в общении. И в целом, чем дольше человек тренируется, тем выше у него степень общительности. Причем это распространяется не только на людей, занимающихся с ним в одной группе, но и на всех окружающих;
2. сообразительны, проницательны, легко приспосабливаются. Наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности. Это говорит о том, что физическая активность способствует тому, что клетки головного мозга получают больше кислорода и питательных веществ, а это стимулирует мозговую деятельность;
3. спокойны, выдержанны. Имеют постоянные интересы, реально оценивают обстановку, трезво смотрят на вещи;
4. обладают сильным характером, часто моралисты, с высокой нормативностью. Соблюдают моральные правила и эмоционально выдержанны. Для них не характерно асоциальное поведение и совершение правонарушений, т.е. несмотря на свои возможности, связанные со знанием боевых техник, эти люди не применяют их в антиобщественных и криминальных целях;
5. держатся свободно, обладают социальной смелостью, общительностью, отзывчивостью, что еще раз говорит о том, что человек, занимающийся джиу-джитсу свободнее чувствует себя в коллективе, легче вступает в контакт;
6. обладают спокойствием, благодушием, жизнерадостностью, энергичностью;
7. характерна самодостаточность, групповая независимость, находчивость, самостоятельность в принятии решений;
8. обладают высоким самомнением, самоконтролем, действуют по осознанному плану, контролируют свои эмоции и поведение, принимают социальные нормы (это те правила поведения человека, которые являются допустимыми в обществе) и являются эффективными лидерами;
9. спокойны, сдержанны, невозмутимы;
10. хорошо устанавливают и поддерживают социальные контакты, т.е. взаимоотношения с другими людьми.
Таким образом, занимаясь джиу-джитсу, человек не только совершенствует свое тело, улучшает здоровье, но и развивает определенные качества, благоприятно влияющие на его внутренний мир и отношения с окружающими. А продолжительные занятия способствуют формированию личности миролюбивой, применяющей все знания и умения в положительных, с точки зрения общественной морали, целях.
* в данной статье отражены только те результаты, которые, как правило, не характерны для младшей группы (занимаются джиу-джитсу от 1 до 11 месяцев) и особенно сильно проявляются в старшей группе, состоящей из тех, кто занимается больше 5 лет (исключение – пункт 2).

Какую пользу для здоровья можно извлечь из занятий Джиу-Джитсу

Кроме очевидной практической пользы от занятий Джиу-Джитс

Создать бесплатный сайт с uCoz