

КОБУДО: Основное направление нашего клуба - вид спорта РФ Восточное Боевое Единоборство (ВБЕ) спортивная дисциплина Кобудо. Код ВРВС №1180001311Я. Аккредитовано Росспортом, приказ №885 от 19.12.2007 г.
Кобу-дзюцу, или кобудо – восточное боевое единоборство, основанное на технике каратэ и приемах борьбы дзю-дзюцу (джиу-джицу), с использованием разных видов холодного оружия. Оно зародилось на островах Окинавы и с самого начала было обязательным при изучение каратэ-до, то есть все мастера боевых искусств свободно владели техникой рукопашного боя и восточным оружием.
Разделы Кобудо: Ниппон-Кэмпо - рукопашный бой в удобной защитной экипировке, потому что мы думаем о Вашем здоровье. Тайхо-дзюцу - изучение приемов самозащиты с оружием и без. Ката - комплексы упражнений с окинавскими и японскими видами оружия: нунчаку, шест, тонфа, сай. Нунчаку кумитэ - поединки на спортивных нунчаку в защитной экипировке.
Спортсменам изучающим Кобудо в наших Клубах по итогам соревнований присваиваются спортивные разряды и звания. Президент Федерации Джиу-джитсу и Кобудо Калининградской области А.Е. Биккель наделен полномочиями присваивать черные пояса до 2 дана, ходатайствовать о присвоении спортивных разрядов, аттестовывать судей по спорту и ходатайствовать о присвоении тренерских категорий.
|
Оружие Кобудо Разные авторы по разным принципам выделяют разные группы оружия. А всё потому, что наименований просто немеряно. Этого добра на Окинаве хватает, хотя большинство людей в России, интересующихся воинскими искусствами, считает, будто всё, что применялось воинами (почему-то крестьянами) этого небольшого острова – это шест, нунтяку, кама, сай, тинбэ, тонфа и сурутин. Немало этому поспособствовали различные издания, и особенно, книга Долина и Попова "Кэмпо: традиции воинских искусств". На самом деле видов оружия несметное множество. Начнём их перечислять.
Почти во всех стилях кобудо (кроме старинного Ямани-рю) применяется набор: · Бо (кун, кон), то есть шест. Он может быть высотой в шесть сяку (ок. 30 см) – року-сяку-бо, пять сяку – го-сяку-бо, четырёх – ён-сяку-бо, восьми – хас-сяку-бо и девяти – кю-сяку-бо. Первый вид из выше названных является наиболее популярным; · Cай. Это трезубцы, применявшиеся попарно пэйтинами старой Окинавы. Особенностью является то, что клинок скруглён, то есть зарубить человека таким орудием можно было с большим трудом; · Кама (нитё-гама, нитё кама, мамори кама, ирана) – парные серпы с длинными прямыми рукоятками и слегка изогнутыми лезвиями. Кроме выше перечисленных видов оружия существуют их разновидности: разновидностью шеста часто считают эку (эйку, иэку, кай, уэку), весло;
разновидности сай: существуют три (известных мне) разновидности сай: обычные (о которых мы говорили выше); мандзи-но-сай (сай, по форме отдалённо напоминающие свастику) – один из боковых отростков направлен назад, к рукояти, которая не заканчивается набалдашником, как в предыдущем случае, а продолжается клинком; и нунти (нунтэй) – острога или багор длянной 217 см (сити-сяку), то есть шест, к которому с одной стороны приделано мандзи-но-сай; разновидностью кама считается року-сяку-кама – 180-сантиметровый шест, к вершине которого приделано лезвие серпа (по-нашему – коса).
Существуют также такие длинномерные виды оружия как: · Нагината – алебарда японского типа; · Бисенто – секира китайского типа; · Яри (хоко) – копьё; · Пуку – охотничье копьё; · Тудзя – рыбацкая острога, напоминающая трезубец Нептуна; · Кува (кувэ, куэ) – мотыга; · сюда же обычно относят и нунти (см. выше). Ещё одна группа – мечи. Да, не удивляйтесь. Многие семьи хранили их несмотря на запрет, а высоким сановникам вообще было дозволено сохранить их (как пишет Марк Бишоп): · Катана – меч с односторонней заточкой японского типа; · Рёба-катана – меч китайского типа с двусторонней заточкой (подобен китайскому цзянь); · Яманадзи (ямакатана, когатана, танто) – широкий меч с односторонней заточкой (подобен китайскому дао). Из составного оружия стоит отметить: · Нунтяку (нунтику, нунтяку-кун, рэнтяку, сосэцу-кун, нутику) – то, что считалось "цепом для обмолота риса". Многие считают, что прототипом нунтяку стала также старинная уздечка, которую изготавливали из двух изогнутых кусков дерева; · Дадзио – два небольших (по 15 см) отрезка палки, соединённые длинной верёвкой; · Cанбон-нунтяку (сан-сэцу-кун, сантяку-кун) – тройной цеп. Длина каждого звена составляет приблизительно 65 см (если нунтяку было создано из цепа, то из чего было создано санбон-нунтяку? Рис молотить им не очень удобно J); · Ути-бо (рэнкуван) – три отрезка палки неравной длины; сурутин (сурудзин) – цепь с грузилами на конце. Бывает разной длины: длинные сурутин (ок. 180 см) – нагай, и короткие (60-70 см) – мидзикай; · Гэкигуан – самый натуральный кистень. К концу довольно длинной палки прикреплён какой-либо "утяжелитель" на цепи или верёвке. Из парного оружия ещё можно отметить: · Тунфа (тонфа, туйфа, тонкува, тойфуа, таофуа, туйха, тункуа) – два бруска, к которым поперёк приделаны две рукояти. Большинство авторов предполагает, что придуманы они были или из рукоятей мельничных жерновов, либо из двух приспособлений, служивших хомутом для быков; · Тэкко – самые натуральные кастеты, сделанные или из металла, или из дерева (бывает и такое). Вот только почему-то многие кобудоисты считают, будто прообразом тэкко были … подковы, которые можно было легко спрятать за пазухой, а потом применить в драке; · Титтю (тэттю, тэтю) – короткий заострённый с обоих концов штырь (20-30 см). Обычно посредине приделано кольцо или поперечный штырь дабы можно было наносить и прямые удары. Из других, реже применяемых видов оружия можно назвать: · Тинбэ – щит, изготовленный либо из веток, либо из металла, либо из панцыря черепахи, используемый вместе с ручным копьём (дротиком); · Юми (лук). Луки бывают тоже разные: юми-я (оюми) – большой лук, коюми – малый лук, иси-юми – арбалет; · Танкон – короткая палка (ок. 60 см) для работы одной рукой; · Такэ-но-бо – бамбуковая палка; · Гусан (гусан-дзё) – тяжёлая толстая гранёная дубина длиной обычно в 102 см; · Танбо (нитан-бо, нидзё-тан-бо) – парные палки; · Хинавадзю – пищаль, мушкет, некогда тоже применявшийся; · Каса – зонт; · Оги – веер; · Кандзаси – заколки, которые носили как женщины, так и мужчины.
|
 Что такое Кобудо? "Кобудо" – общее название для различных традиционных (старых) школ боевых искусств, как правило носящих комплексный характер. На основе общей идеи или задачи практикуется работа с разными видами оружия и без него (меч, нож, палка, шест, копье, серп, веревка, цепь, различные их модификации и др.). Первоначально кобудо изучалось чисто с практической точки зрения, но со временем акцент сместился на духовно-психологические аспекты Современное кобудо - кладезь многовековой мудрости человека. Информация, заложенная в нем, используется для повышения духовного и психологического уровня, для решения задач, связанных с реалиями современной жизни . Кобудо - работа с оружием Самым классическим из всех классических видов оружия кобудо, является Бо. Бо (на Окинаве до сих пор используется старое название Кон) является шестом длинной 1800 мм, чаще всего круглого сечения, выполненным из твердой породы древесины, которая хорошо держит удары и при этом не колется и не слоится. Более всего для этого подходит бук и его разновидности. Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию. Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.
Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.
1. Кихон
«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.
2. Ходзё-ундо
«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.
3. Ходзё-ундо-бункай
«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).
4. Ката
В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпанованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.
5. Ката-бункай
Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства и тактику преодоления нападения нескольких.
6. Якусоку-кумитэ
«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» - спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.
7. Дзию-кумитэ
«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.
8. Дзиссэн
А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.
Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов… Международная Ассоциация Кобудо пытается преодолеть проблемы, связанные с этим, производя специальное безопасное оружие, без защитных приспособлений. Вам нужен будет только лёгкий шлем. Лёгкими, но прочными делаются бо, нунтяку, тонфа, сансэцу-кун, сурутин, тимбэ и т.д. Историческое развитие Кобудо Изучение древних видов оружия, которые использовались в боевых искусствах, а также их техники происходило в течение нескольких столетий и закончились созданием различных школ и систем. Эти системы могут быть разделены на две основные группы по их отношению к практическому применению оружия в реальном бою - бугэй и будо. Система будо была создана на основе бугэй и дзюцу. Окинавцы называют эти системы "кобудо", что означает "древние искусства боя с оружием". Оружие Кобудо Разные авторы по разным принципам выделяют разные группы оружия. А всё потому, что наименований просто немеряно. Этого добра на Окинаве хватает, хотя большинство людей в России, интересующихся воинскими искусствами, считает, будто всё, что применялось воинами (почему-то крестьянами) этого небольшого острова – это шест, нунтяку, кама, сай, тинбэ, тонфа и сурутин. Немало этому поспособствовали различные издания, и особенно, книга Долина и Попова "Кэмпо: традиции воинских искусств". На самом деле видов оружия несметное множество. Правила проведения соревнований по ката-кобудо Статья 1. ПЛОЩАДКА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КАТА-КОБУДО. Статья 2. ОФИЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА. Статья 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КАТА-КОБУДО. Статья 4. СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА. Статья 5. ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Статья 6. ПАРАМЕТРЫ СУДЕЙСТВА. Статья 7. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЧЕЙ. Правила проведения соревнований по ката-кобудо Статья 1. ПЛОЩАДКА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КАТА-КОБУДО.
1. Площадка должна быть гладкой и безопасной. 2. Площадка должна быть достаточного размера для беспрерывного выполнения ката. Пояснение: Для правильного исполнения ката необходима гладкая поверхность. Обычно для этой цели подходят маты для кумитэ либо гладкий деревянный пол. -------------------------------------------------------------------------------- Статья 2. ОФИЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА.
1. Участники и судьи должны быть одеты в официальную одежду, как определено в Статье 2 правил соревнований по кумитэ. 2. Любой человек, который не соблюдает вышеуказанное правило, может быть отстранен от соревнований. Пояснение: Куртка каратэ-ги не должна сниматься во время выполнения ката. Участникам, одетым не по форме, дается 1 минута, чтобы устранить недостатки. -------------------------------------------------------------------------------- Статья 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КАТА-КОБУДО.
1. Соревнования по ката-кобудо проходят в форме индивидуальных матчей. Индивидуальный матч по ката представляет собой поединки отдельно среди женщин и отдельно среди мужчин. В некоторых случаях возможно их объединение в одну категорию. 2. Применяется система соревнований с выбыванием. 3. Официальные лица, обслуживающие соревнования, должны быть уведомлены о выборе ката до начала раунда. 4. Участники могут выполнять в каждом раунде одно и то же ката. 5. Рефери должен проверить все оружие на предмет безопасности и утвердить его для выступления (в юниорских соревнованиях острое оружие не допускается). 6. Рефери должен убедиться, что все зрители и участники находятся на безопасном расстоянии от выступающего спортсмена. Все, от кого это зависит, должны принимать меры к обеспечению безопасности всех участников соревнований, судей и зрителей. Поэтому чрезвычайно важен контроль участника над своим оружием. Если участник во время соревнований случайно потеряет контроль над своим оружием, он автоматически дисквалифицируется. Если участник неосторожно или небрежно обращается со своим оружием, он может быть наказан или дисквалифицирован. -------------------------------------------------------------------------------- Статья 4. СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА.
1. Судейская Бригада состоит из Рефери и 2-х судей для каждого матча и назначается Старшим Судьёй вида. 2. Кроме того, назначаются секретарь (ведущий счет) и диктор. Пояснение: Рефери по ката должен находиться у края площадки для соревнований лицом к участникам. Другие двое судей должны находиться слева и справа от площадки на расстоянии 2 метра от центральной линии площадки по направлению к месту входа участников на площадку. Все трое судей имеют в руках красный и белый флажки. -------------------------------------------------------------------------------- Статья 5. ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. 1. Ката должно быть выполнено компетентно и должно демонстрировать понимание спортсменом традиционных принципов, заложенных в ката. При оценке исполнения Ката участником соревнований. Судьи обращают внимание на следующее:
Реалистичная демонстрация значения Ката. Понимание исполняемой техники (БУНКАИ). Хорошее время исполнения, ритм, скорость и концентрация (КИМЭ). Правильное использование дыхания для выполнения КИМЭ. Правильная концентрация внимания (ЧАКУГАН). Правильность стоек с необходимым напряжением ног и касанием всей стопы пола. Необходимое напряжение низа живота (ХАРА) и отсутствие колебании центра тяжести по вертикали при .выполнении движений. Правильная форма (КИХОН) демонстрируемого стиля. Исполнение ката должно производиться таким образом, чтобы элементы техники отчётливо просматривались (не смазывались). 2. Участник, который останавливается во время исполнения Ката, или выполняет не то Ката, которое было объявлено, дисквалифицируется. Участник, который случайно уронил оружие, с разрешения судей может начать выступление сначала или продолжить выступление. В любом случае при очковой системе судейства судьи снижают оценку на 0,5 балла. В случае повторной утери оружия участник дисквалифицируется. Пояснение: Ката не является танцем или театральным номером. Оно должно выполняться в соответствии с традиционными ценностями и принципами. Оно должно содержать реальные боевые приемы и его техника должна демонстрировать концентрацию, силу и потенциальный эффект. Оно должно демонстрировать как физическую сил, силу духа и скорость, так и пластику, ритм и равновесие. -------------------------------------------------------------------------------- Статья 6. ПАРАМЕТРЫ СУДЕЙСТВА.
1. Каждый участник соревнований по ката-кобудо дополнительно судится по критериям: исполнение, артистизм и сложность. Исполнение. Является решающим в судействе и имеет наибольший вес в конечной оценке. Элементы исполнения: равновесие, сила, скорость, стабильность, правильное формирование техники, координация, гибкость, выносливость, соответствие временным ограничениям, навыки техники и т.д. Артистизм. Образ или впечатление от участника соревнований, отраженное в его исполнении. Является вторым по важности и значению и должен иметь соответствующий вес в конечной оценке судьи. Элементы артистизма: уверенность, решимость, сосредоточенность, образность, уважение, благоро-дство, реализм, концентрация, духовное начало, умение себя подать, внешность, воображение и т.д. Сложность. Наименее существенный из всех трех параметров судейства, но она может стать решающим фактором для определения победителя, если судьи считают, что оба соперника одинаково сильны с точки зрения параметров исполнения и артистизма. Никогда не следует давать очки за сложную технику, выполненную плохо. Сложность сама по себе, без соответствующего исполнения, должна всегда низко оцениваться. Элементы сложности: сложная техника, гибкость, равновесие, разносторонность техники, выносливость, продолжительность, одинаковое владение обеими руками и ногами и т.д. Пояснение: Использование гимнастических движений: в соревнованиях по ката-кобудо важно помнить, что оцениваются гимнастические навыки по их отношению к значимости в боевых искусствах. Гимнастические движения могут иметь, а могут и не иметь существенной ценности в боевых искусствах. Эту ценность определяют судьи. Если спортсмен выполняет гимнастические движения некачественно, то за это снижается оценка. Если гимнастические движения выполнены хорошо, но не представляют ценности для боевых искусств, эти движения дают малый дополнительный балл или их игнорируют. Если судьи считают, что данное гимнастическое движение представляет существенную ценность для боевых искусств, оно должно оцениваться как любая другая техника (т.е. исполнение, сложность, артистизм). 2. Другими важными элементами судейства являются: Владение оружием участника соревнований. Оружие должно рассматриваться как продолжение руки и ладони спортсмена. Необходимо абсолютное владение оружием в течение всего времени выполнения упражнений. Переход и комбинирование принятых в боевых искусствах техник с оружием (т.е. удары ногами, блокирование и т.д.). Соотношение движений, связанных с оружием, и движений, не связанных с оружием. Большая часть выступления по ката с оружием должна состоять из движений, связанных с использованием оружия. Безопасность. Запрещается неосторожное или небрежное обращение с оружием, которое может нанести ущерб самому участнику, другому спортсмену, судьям или зрителям. -------------------------------------------------------------------------------- Статья 7. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЧЕЙ.
В начале каждого матча при объявлении своих имен два участника, один с красным поясом (АКА), другой с белым (ШИРО), должны встать в линию у края площадки лицом к Рефери по ката. После поклона Судейской бригаде, ШИРО делает шаг назад и оказывается вне площадки. После того, как АКА занимает свою исходную позицию и четко объявляет название исполняемого Ката, он начинает исполнение. Выполнив свое Ката, АКА покидает площадку и ожидает, когда ШИРО закончит выполнение. После того, как ШИРО выполнил своё Ката, оба участника возвращаются к краю площадки и ожидают решения Судей.
1. Если выполняемое Ката не соответствует правилам, или имеется какая-либо иная неточность. Рефери может обратиться к другим Судьям для вынесения решения. 2. Если один из участников дисквалифицирован, Рефери скрещивает и разводит флажки (по аналогии с ТОРИМАСЕН в кумитэ). 3. После завершения выполнения Ката обоими участниками, они становятся рядом на краю площадки. Рефери дает сигнал для объявления решения (ХАНТЕЙ) и дает двухтоновый свисток. Три флажка Судей должны подняться одновременно. 4. Затем Рефери дает короткий свисток, после чего флажки должны быть опущены. 5. Решение должно быть принято в пользу АКА или ШИРО. Ничьи запрещены. Участник, получивший 2 или 3 голоса, объявляется победителем. 6. Соперники кланяются друг другу, затем Судейской Бригаде и покидают площадку Пояснение: Исполнение Ката должно быть начато и пределах площадки с обозначенного места.
|