МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ БОЛЕВОЙ СИНДРОМ |  Введение Миофасциальный болевой синдром проявляется спазмом мышц, наличием в напряженных мышцах болезненных мышечных уплотнений (триггерных точек). Триггерные точки располагаются в пределах напряженных, уплотненных пучков скелетных мышц или в их фасциях и могут находиться как в активном, так и в латентном состоянии. Активная триггерная точка - это фокус гиперраздражимости в мышце или её фасции, проявляющийся в виде боли. При этом боль ощущается не столько в области триггерной точки, сколько в отдаленных от неё участках, то есть отражается в характерные для данной точки области. Отраженная боль может наблюдаться в покое и при движении. Активный триггер очень чувствителен, препятствует полному растяжению мышцы и несколько ослабляет её силу. При попытке активного растяжения мышцы боль и в самой мышце и в зоне отраженных болей резко усиливается. При надавливании на активную триггерную точку появляется "симптом прыжка", то есть больной бурно реагирует на боль, зачастую действительно подпрыгивая на кушетке. Триггерные точки могут находиться в латентном состоянии. В этих случаях обнаруживается только локальная болезненность при пальпации места расположения триггера. При этом болей в отдаленных областях не возникает, то есть латентная триггерная точка не имеет зоны отраженных болей. Латентные триггерные точки встречаются гораздо чаще, чем активные. Так при обследовании 200 молодых людей латентные триггеры обнаружены у 54% девушек и 45% юношей. При этом активные триггерные точки были определены лишь в 5 % случаев. Латентные триггерные точки под влиянием неблагоприятных воздействий: длительное нахождение мышцы в спазмированном состоянии, переохлаждение, избыточная физическая нагрузка, могут переходить в активную фазу, то есть становиться активными триггерными точками. Огромное значение в активации триггерных точек имеет эмоциональное состояние, такое как тревога, страх, депрессия. И, наоборот, активная триггерная точка под влиянием тепла, покоя, массажа, может переходить в латентное состояние. Причины Основными причинами возникновения миофасциального болевого синдрома являются: Остеохондроз При остеохондрозе вследствие раздражения синувертебрального нерва (нерв Лушка), иннервирующего структуры позвоночного столба, часто возникает рефлекторный спазм околопозвоночных и отдаленных мышц. Длительное перенапряжение мышцы способствует формированию в ней активных триггерных точек. Аномалии развития Решающее значение имеет асимметрия тела при разной длине ног. Появлению мышечных болей может способствовать плоскостопие, длинная вторая плюсневая кость при укороченной первой (при этой патологии второй палец на ступне длиннее первого). Разница в длине ног физиологична, так как обнаруживается у 92% лиц молодого возраста. Дело скорее в её степени. Фактором риска считается разница в длине ног, превышающая 1 см, так как она достоверно коррелирует с болями в спине. Длинная вторая плюсневая кость является предрасполагающим фактором появления болей в пояснице, бедре, колене, голени, стопе. Подобная конфигурация стопы вызывает выраженные нарушения позы, на восстановление которой требуются значительные усилия многих мышечных групп. В результате постоянного напряжения мышц и возникают мышечные болевые синдромы. Позиционное напряжение в антифизиологических положениях. Неправильная поза при письме и чтении, работе за компьютером, вождении автомобиля активизирует триггерные точки. Важное значение также имеют долгое вынужденное пребывание в одном положении с сокращенными мышцами стоя или сидя, неумение расслаблять мышцы и давать им необходимый отдых. Длительная иммобилизация мышц Долгое сохранение одной позы во время глубокого сна может активизировать триггерные точки. Именно в этих случаях появляются тянущие, глубокие, плохо локализованные, разлитые боли в спине после утреннего вставания с постели. Особое значение имеет длительная иммобилизация конечности после переломов. После снятия гипса "мышцы всегда болезненно напряжены и, как правило, развивается состояние, получившее название "замороженные" суставы. Мышцы требуют постепенного растяжения, а суставы - "разработки". После снятия гипса боли могут появляться практически во всех частях спины, так как иммобилизация как верхней, так и нижней конечностей после переломов приводит к грубому нарушению стереотипа движений всего тела и появлению выраженных асимметрий тела. Сдавление мышц ремнями сумки или лямками рюкзака, узкими бретельками, тугим воротничком, туго застегнутым ремнем, узкими джинсами, тяжелым зимним пальто тети шубой, бандажами или корсетами может активизировать триггерные точки в соответствующих мышцах. Переохлаждение мышц Имеет значение как общее охлаждение, так и местное (сидел на сквозняке, "надуло" в шею, "продуло" поясницу и т.д.). Охлаждение - один из часто встречающихся провоцирующих факторов. Обычно он сочетается с перегрузкой мышц, когда охлаждаются перетруженные, напряженные мышцы. Психические факторы Эмоциональный стресс всегда сопровождается мышечным напряжением, обеспечивающим готовность организма к борьбе или бегству. После прекращения стрессового воздействия мышцы часто продолжают оставаться в напряженном состоянии. Важна также роль и хронических стрессовых ситуаций, когда многие мышцы лица, шеи, туловища находятся в сокращенном состоянии и человек как бы "разучивается" контролировать мышечное напряжение и расслаблять мышцы. В состоянии хронического стресса изменяются походка и стереотип движений. Вспомните выражение - "его согнуло горе". Состояние психики всегда отражается на движениях, у человека меняется так называемая психомоторика. Изменение позы приводит к спазмам и перегрузкам мышц, появляются боли, которые в свою очередь еще больше нарушают походку и позу. Болезни висцеральных органов и суставов Практически любая соматическая патология может сопровождаться миофасциальными болевыми синдромами. Болевая импульсация с пораженного внутреннего органа или сустава приводит к защитному напряжению соответствующих мышц для иммобилизации сустава или создания мышечного "корсета" вокруг больного органа. Так, ишемическая болезнь сердца с приступами стенокардии или инфарктом миокарда, как правило, сопровождается появлением миофасциальных болевых синдромов в области грудной клетки слева. Перегрузка нетренированных мышц Миофасциальные болевые синдромы более характерны для людей умственного труда. Слабый мышечный корсет - один из серьёзнейших факторов риска. При непривычной длительной работе слабых и нетренированных мышц в них возникают болезненные мышечные напряжения и активизируются триггерные точки. Часто мышечная боль возникает у пациентов в начале дачного сезона при физических перегрузках на огороде после зимнего бездействия. Растяжение мышц с последующим их спазмом при неудачном повороте, броске, прыжке - частая причина активизации триггеров. Броски в баскетболе, подача в большом теннисе, метание копья или толкание ядра пагубно сказывается на неразогретых, и подготовленных мышцах. Ушиб мышц Прямой ушиб мышцы может активизировать триггеры, которые остаются в активном состоянии после регресса гематомы. Лечение Встает вопрос, а нужно ли вообще лечить миофасциальную боль, которая носит, на первый взгляд, чисто функциональный характер. Ведь спазм мышцы рано или поздно разрешится сам, и боль пройдет без лечения. На самом деле не всё так безобидно и просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, в спазмированной мышце развивается кислородное голодание и нарушение обмена веществ, что приводит при выраженном и длительном спазме к морфологическим изменениям. Показано, что во многих случаях мышечный спазм является лишь пусковым моментом для развития порочного круга. Триггерная точка представляет собой группу мышечных волокон, окруженных соединительнотканным футляром и представляет собой замкнутый отдел (компартмент), который изолирован от остальной мышечной ткани. В триггере при его активации накапливаются алгогенные субстанции (вещества, вызывающие боль), изменяется обмен внутриклеточного кальция, что приводит к мышечной контрактуре и возникновению боли, уже не зависимо от функциональной активности центральной нервной системы. При длительном существовании активной триггерной точки происходит гибель мышечных волокон, начинается их замещение соединительной тканью. В последующем, при появлении провоцирующих факторов (перегрузка, растяжение мышцы, местное переохлаждение, стресс, обострение остеохондроза и др.) такой участок легко становится активной триггерной точкой, то есть превращается в фокус гиперраздражимости в мышце, проявляющейся в виде боли. Активная триггерная точка способствует появлению других триггеров в этой или в других мышцах. Таким образом, не леченная или неправильно леченная миофасциальная боль способствует хронизации и генерализации процесса. Кроме того, спазмированные мышцы могут приводить к сдавливанию нервных стволов в анатомических туннелях, что ведет к развитию туннельной нейропатии. Для лечения миофасциального синдрома применяются лечебные блокады, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. Очень эффективными методами лечения являются постизометрическая релаксация (метод мануальной терапии) и акупунктура. В некоторых случаях необходим приём лекарственных препаратов, снимающих спазм скелетной мускулатуры. Важным моментом лечения является выявление и терапия заболеваний, способствующих развитию миофасциального болевого синдрома (остеохондроз позвоночника, артрозы и др.) |
|
РЕАНИМАЦИЯ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ
ТЕОРИЯ КАППО Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся. Коан Дзэн
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ КАППО 1. Агэ-катсу (дзёдан) — верхнее восстановление 2. Микэн-катсу (дзёдан) — восстановление носа 3. Кокю-катсу (тюдан) — оживление дыхания 4. Кётоцу-катсу (тюдан) — оживление сердца 5. Танден-катсу (гэдан) — оживление центра 6. Дзиндзо-катсу (гэдан) — оживление почек 7. Кин-катсу (гэдан) — восстановление паха 8. Киай-катсу — оживление с помощью «Киай» МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. Акупрессура — (точечный массаж) воздействие на биологически активные точки с помощью различных видов надавливания (прерывистое, постоянное, большой поверхностью, с защипыванием, вращением и вибрацией). Методы акупрессуры:  а) АН (АППАКУ) — надавливание, давление. Палец устанавливается на точку и производится надавливание 1-3 кг на глубину 0, 5-2 см. Давление чаще прерывистое, реже постоянное. б) АППАКУ — надавливание большой поверхностью. Основания ладоней (чаще всего) устанавливаются над массируемой поверхностью и производится давление 2-5 кг на глубину 1-5 см.  в) АНСУ (ЖУ) — давление с вращением. Палец устанавливается на точку, производится надавливание и, не ослабляя давление, палец совершает вращательные движения по часовой стрелке (ввинчивание)-бу и, или против часовой стрелки (вывинчивание)-се. Со скоростью 80-140 вращательных движений в минуту. г) КЭЙСАЦУ (КА) — растирание. Руку ладонной поверхностью прижимают к поверхности кожи. Прижимая ладонь, производят линейные растирания до видимой гиперемии (покраснения) кожи. д) НИИ — защипывание. Сильное воздействие на точку до появления интенсивной гиперемии. Обычно выполняется тремя пальцами — большим, указательным и средним.  е) СИНСЭН (ДЗЭН) — вибрация. Выполняется с нажатием на точку пальцем или ребром ладони и одновременными вибрационными движениями обычно 120-180 колебаний в минуту.  Возбуждающий метод (бу) — заключается в применении резких, прерывистых и сильных давлений или, вращательных движений (до 10 движений) со скоростью 4 вращения в одну секунду до появления чувства онемения, легкой боли в точке. Продолжительность воздействия на одну точку составляет 30-40 секунд. Затем переходят к массажу других точек. Обычно за сеанс используется 6-8 точек. Успокаивающий метод (се)— характеризуется медленно нарастающей интенсивностью воздействия и глубоким распространением воздействия. Вначале в точке проводят поглаживание, затем надавливание пальцем до появления чувства ломоты, а иногда и боли. При появлении указанных ощущений давление на точку следует прекратить, но палец от точки не отрывать. Так повторяют 2-3 раза. 2. Акуперкуссия (КОДА)— постукивание по определенным точкам и зонам тела с помощью Атэми (атэ-удар, ми-тело) Проводится в определенном ритме: чаще с постоянными промежутками между ударами, реже по 5 или 7 ритмичных ударов с последующим промежутком, одинаковой силы, с частотой 120-140, реже 160-200 ударов в минуту ударными поверхностями тела, которые используются как для поражения, так и для восстановления — акуперкуссии. Ударные поверхности верхних и нижних конечностей:  1. Кэнто (сэйкен) — рука сжата в кулак, удары наносятся головками второго и третьего пястных суставов. Может применяться в Микэн-катсу, Ко-кю-катсу и Кин-катсу. 2. Хиракэн — согнуты только первые фаланги и кончики пальцев касаются ладони, большой палец подогнут к концу указательного пальца. Удар наносится соединенными суставами четырех подогнутых пальцев. Может применяться в Дзиндзо-катсу.  3. Тэцуи «железный молот» наносится гипотенаром (мышцей возвышения мизинца) собранной кисти в кулак. Применяется в Кин-катсу и Микэн-катсу, может применяться в Кокю-катсу.  4. Накадака-кэн «Кулак демона» (накадака-иппон-кэн или накаюби-ип-пон-кэн) — это кулак, в котором согнутый средний палец образуетвыступ. Другие пальцы согнуты, как в сэйкен. Применяется в Агэ-катсу, Дзиндзо-катсу, может применяться в Кётоцу-катсу.  5. Ёмбон-нуките — руку используют как копьё, наконечник «руки-копья» образуют кончики четырех сжатых пальцев при открытой кисти (кайсё). Применяется в Агэ-катсу, Кётоцу-катсу, Дзиндзо-катсу.  6. Нипон-нуките — образуют прижатые друг к другу выпрямленные указательный и средний пальцы. Безымянный и средний сжаты в кулак с находящимся на них большим пальцем. Удары наносятся концами указательного и среднего пальцев. Может применяться в Агэ-катсу, Кётоцу-катсу.  7. Иппон-нуките — копьё из одного пальца, остальные прижаты к кисти. Применяется в Агэ-катсу, Кётоцу-катсу, Дзиндзо-катсу. 8. Хайто (ура-сюто) — «внутренняя сабля», образованная частью внутренней стороны кисти, лежащей между основанием указательного пальца и утлом, образованным согнутой первой фалангой большого, при открытой кисти (кайсё). Может применяться в Кокю-катсу и Дзиндзо-катсу.  9. Шуто (тэгатана) — «рука-сабля» образована открытой кистью (кайсё). Ударная поверхность — мышца гипотенара, пальцы прижаты друг к другу. Широко применяется в Каппо: Микэн-катсу, Кокю-катсу, Кётоцу-катсу, Дзин-дзо-катсу, Кин-катсу. 10. Тэйсё — кисть максимально изогнута кверху, удар наносится основанием ладони. Применяется в Кокю-катсу, Кётоцу-катсу. Может применяться в Кин-катсу. 11. Кумадэ — «медвежья лапа». Кисть складывается почти как в хиракэн, удары наносятся с ладонной стороны основанием ладони, возвышением большого пальца и последними фалангами пальцев кисти. Применяется в Кин-катсу.  12. Коши (дзесокутей) — «зуб тигра» это выступ плюсны большого пальца стопы с подошвенной стороны. Нужно поднять пальцы так высоко, как это возможно.  13. Сокуто (аши-катана) — «ступня сабля» образуется внешним ребром ступни, вблизи пятки.  14. Какато (эншо) — пятка.  15. Цумасаки (хокосаки или аси-но-юби) — «копьё из пальцев ноги» Удар наносится кончиками первого и второго пальцев стопы, напряженных и прижатых друг к другу. Применяется в Дзиндзо-катсу, Кокю-катсу.  16. Хидза (шицуи) — колено. Применяется в Кётоцу-катсу.  3. Звуковое воздействие— воздействие с помощью звуков (вибрации): Киай, Хай, Йа, Осе, Аи, А, О, У. и дыхания (золотая пыль). Звуковое катсу — использование специального крика либо для реанимации человека или выведения из опасных состояний, вызванных ударом, либо наоборот, для поражения на расстоянии 1-2 метра. При поражении такой звук может привести к несколькосекундному обездвиживанию противника или к обмороку. Если же обычный контактный удар (атэми) выполняется вместе со специально натренированным криком, то он (удар) обладает необыкновенно разрушительной силой. «В момент исполнения кимэ нужно издать резкий Киай, исходящий как бы из всего тела. Также, как и в ката, Киай значительно усиливает мощь приема. Кроме того, Киай лучше всего выражает дух пути воина (Бусидо). Киай опытного мастера Бусидо настолько пронзителен, что пугает противника и сковывает его движения. Отрабатывают полную синхронность кимэ и Киай». (Най-то Такэнобу) Использовались в Тоатэ-но-дзютсу (искусство удара на расстоянии) несколько видов крика: «Киай» — в Киай-катсу и Киай-дзютсу, «Йаа» — в момент нанесения удара (атеми), «Хо» — останавливающий и парализующий звук, «Йоо»— добивающий победный клич, «Умм» — внутренний, мобилизующий Ки, защитный звук, «Хай» — использующийся в Каппо, «Осе» — мобилизующий психику, а также «А», «О», «У» и другие. ТЕХНИКА КАППО Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить. Коан Дзэн
1.АГЭ — KATCУ верхнее восстановление Первая помощь при потере сознания от ударов в голову 1. Произвести точечный массаж (акупрессуру) точки Дзин-тю, Т26, 6-10 надавливаний концом ногтя большого пальца  2. Захватите кончик носа (точка Т25) повращайте и пощипайте его.  3. Произведите легкое постукивание (акуперкуссию) точки Хьякуэ, Т20 концом среднего пальца или сгибом межфалангового сустава этого же пальца в положении сидя. 4. Промассируйте мышцы шеи сзади.  5. Произведите акупрессуру точки Гококу, GI4 6. Дополнение при необходимости: Микэн-катсу, Таиден-катсу, Киай-катсу. Кода, Т25 — распологается в центре кончика носа. Применяется при шоке, обмороке, носовом кровотечении. Хьякуэ, Т20 — несимметричная, находится на задней срединной линии на 5 цуней выше передней границы волосистой части головы, на макушке. Применяется при обмороке, шоке. Дзин-тю, Т26 — несимметричная, находится на средней линии под носом, в верхней трети вертикальной борозды верхней губы. Одна из важнейших точек, используемых для оказания неотложной помощи. Применяется при обмороке, шоке, коллапсе, отеке головного мозга, головной боли. Гококу, GI4 — симметричная, находится на тыле кисти между 1 и 2 пястными костями, ближе ко 2-й пястной кости. Точка широкого спектра действия. Общеукрепляющая, восстанавливает верхнюю часть тела. 2. МИКЭН —KATCУ восстановление носа Применяется при носовом кровотечении 1. Сидя в сейдза, запрокинуть голову назад  2. Акуперкуссия точек Фу-ти, VB20 согнутым 3 пальцем («кулак демона») 3. Уложить пострадавшего на спину и ребро ладони установить на переносицу (точка РСЗ), ладонью в сторону тела. Так держать неподвижно или с вибрацией 4-5 минут.  4. Положить ладонь левой руки на лоб, а большим пальцем надавить на точку А-мон, Т16, удерживая давление 5-6 секунд. Повторить 5-6 раз. 5. Акуперкуссия пятки кулаком 5-10 раз.  6. Дополнение при необходимости: Агэ-катсу. Фу-ти, VB20 — симметричная, под затылочной костью выше задней границы роста волос на 1 цунь, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы, где пальпируется углубление. Точка широкого спектра действия. Применяется при болях в области головы, шеи, спины, кровотечении из носа, заболеваниях глаз и понижении слуха. Тёто, PC 3 — в центре переносья, на середине линии, соединяющей внутренние концы бровей. Применяется при головокружениях, обмороке, носовом кровотечении, нарушении сна, заболеваниях глаз. Бон-но-кубо (А-мон), Т16 — несимметричная, располагается между затылочной костью и 1 шейным позвонком, выше задней границы роста волос на 1 цунь. Применяется при головной боли, носовом кровотечении, психических расстройствах, гемиплегии. 3. КОКЮ — KATCV оживление дыхания Применяется при рефлекторной остановке дыхания в результате удара в солнечное сплетение, при удушениях 1. Акуперкуссия ключицы ребром ладони — 10-15 ударов.  2. Акупрессура точки Ю-фу, R27 — 5-10 надавливаний, можно одновременно с массажем точки J22.  3. Акуперкуссия боковых отростков шейных позвонков ребром ладони 1-2 минуты. 4. Акупрессура и акуперкуссия в области точек Тэн-чу, VI0.  5. Наклонить голову вперед и произвести акуперкуссию точки Сода, Т14 20-25 ударов. 6. Пострадавший лежит на спине. Расположить свои руки на грудной клетке пострадавшего. Произвести силовой массаж кончиками пальцев в направлении пупка и под мечевидным отростком глубоко нажать на точку Кокэцу, J14. Повторить это движение 5-10 раз. 7. Пострадавший лежит на спине. Большим пальцем руки найти точку Э-ин, J1 в промежности, предварительно разведя в стороны и согнув ноги пострадавшего в коленных и тазобедренных суставах. Установить большой палец ноги на данную точку. Произвести 8-12 глубоких надавливаний на эту точку, при этом выпрямляя ноги пострадавшего в сторону реанимирующего.  8. Самовосстановление: сесть в сэйдза — вдох, наклониться вперед, достав головой татами — выдох. Повторить 10 раз. 9. Дополнение при необходимости: Кётоцу-катсу, Тандэн-катсу, Агэ-катсу. Ю-фу, R27 — располагается у нижнего края ключицы в подключичной ямке, кнаружи от средней линии груди на 2 цуня (примерно 3-4 см) Применяется при удушье, кашле, одышке, болях в груди, рвоте. Сода, Т 14 — располагается между остистыми отростками 7 шейного и 1 грудного позвонков. Точка-паук. Применяется при кашле, удушье, астме, судорогах, астенических состояниях. Тэн-чу, V10 — симметричная, располагается выше задней границы роста волос на 2 см., от средней линии головы на 1,33 цуня. Регулирует кровообращение и дыхание. Э-ин, J1 — располагается в промежности между наружными половыми органами и задним проходом. Применяется для стимуляции дыхания при оживлении. Является специфической точкой при утоплении (дэки-си-катсу). Кокэцу, J14 — несимметричная, находится на передней срединной линии, на 2 см. ниже конца мечевидного отростка грудины, над солнечным сплетением. Активирует деятельность головного и спинного мозга через солнечное сплетение. Применяется при кратковременной потере сознания, затрудненном дыхании, психических расстройствах. 4. КЁТОЦУ — KATCУ оживление сердца Применяется при ударах в область сердца, сонной артерии, при шоке, нарушении сердечной деятельности.  1. Акуперкуссия грудины кончиками пальцев рук или ребром ладони 20-30 ударов, с частотой 120 -140 ударов в минуту. 2. Пострадавший находится в положении сидя. Акуперкуссия ребром или основанием ладони точки Сода, Т14 — 20-25 ударов. 3. Силовой массаж (поглаживание) области сердца сверху-вниз-влево правой рукой. Для этого больного усадить, удерживая, как показано на рисунке. Ритм массажных движений 16-18 в минуту. 4. Нажатие коленом в межлопаточной области на точку Чэ-лан, Т10. Для этого пострадавший усаживается, колено устанавливается в его межлопаточной области, руки реаниматора располагаются в подмышечной области сидящего. Выполняем нажим коленом вперед с одновременным нажимом руками назад. Произвести ритмичные движения с частотой 18-20 в минуту. 5. Модификация предыдущего приема. Исходное положение то же, только коленом производятся не нажатия, а удары. Произвести 10-12 ударов в область точки Т10 и Т11. Акуперкуссию данных точек можно провести согнутым 3 пальцем руки (кулак демона).  6. Модификация предыдущих двух приемов. Пострадавший находится в положении лежа на животе. Основания ладоней располагаем одна на другую и на ту же точку в межлопаточном пространстве. С помощью веса собственного тела производим 8-10 глубоких надавливаний. 7. Дополнение при Киай-катсу. необходимости: Кокю-катсу, Танден-катсу, Агэ-катсу, Сода, Т 14 — располагается между остистыми отростками 7 шейного и 1 грудного позвонков. Точка — паук. Чэ-лан, Т10 — несимметричная, находится на задней линии под остистым отростком 7 грудного позвонка. Применяется при шоке, нарушении сердечной деятельности, одышке, болях в области спины. Кацу-сацу, Т11 — несимметричная, располагается между остистыми отростками 5 и 6 грудных позвонков. Точка, регулирующая общее состояние организма. 5. ТАНДЭН - KATCУ оживление центра 1. Пощипывание точки Тандэн (Кикай), J6 тремя пальцами. Пострадавший находится в положении сидя. Воздействие производится в течение 2-3-х минут. 2. Пострадавшего уложить на спину, ладони расположить внизу живота таким образом, чтобы основания ладоней располагались над лобком, концы больших пальцев в районе пупка, а остальные пальцы направлены в правую и левую подвздошные области. Выполнять 20-30 нажатий по направлению к солнечному сплетению. 3. Пострадавшего уложить на спину, большие пальцы обеих рук (один на другой) расположить над точкой Кикай, }6. Произвести 10-12 глубоких нажатий. Кикай (Танден), J6 — располагается на средней линии живота, ниже пупка на 1, 5 цуня (примерно 3 см.). Одна из самых важных точек в восточной медицине. Энергетический центр (нижний) человека. С этим центром связано большинство тайн и сверхвозможностей в боевых искусствах. 6.ДЗИНДЗО — KATCУ оживление почек Применяется при ударах в область почек и поясницы, после сильных бросков  1. Производится акупрессура точек Ю-сэн, R1 большими пальцами рук в течение 1-2 минут. 2. Усадить пострадавшего и произвести легкую акуперкуссию ногой точки Йо-кан, ТЗ. Необходимо 10-15 ударов. Очень осторожно!  3. Акупрессура точки Мэй-мон, Т4 по часовой стрелке в течение 3-5 минут. 4. Акуперкуссия точки Мэй-мон, Т4 основанием или ребром ладони с частотой 26-30 ударов в минуту на протяжении 2-Зх минут. 5. Дополнение при необходимости: Кокю-катсу, Кётоцу-катсу, Тандэн-катсу. Ю-сэн, R 1 — симметричная, находится на подошвенной поверхности стопы в ямке, которая образуется при сгибании пальцев. Применяется при головной боли, головокружении, носовом кровотечении, шоке, маниакальных состояниях. Йо-кан, ТЗ — располагается между остистыми отростками 4-го и 5-го поясничных позвонков. Используется при парезе и параличе нижних конечностей. Укрепляет меридиан почек и поясницу, усиливает жизненную энергию почек. Мэй-мон, Т4 — несимметричная, находится на задней срединной линии между остистыми отростками 2-го и 3-го поясничных позвонков. Является ключевой точкой для повышения физической энергии. Особенно эффективна при крайнем физическом и психическом истощении. 7. КИН — KATCУ восстановление паха
Применяется при болевом синдроме после удара в пах  1. Акуперкуссия точки Нэн-коку, R2 ребром ладони или согнутым 3 пальцем до обезболивающего эффекта. Пострадавший находится в положении лежа на спине. Своей левой рукой поднимаем ногу, удерживая за ахиллово сухожилие, и производим акуперкуссию точки Нэн-коку, R2 ребром ладони или согнутым 3 пальцем в направлении пятки до обезболивающего эффекта. 2. Акуперкуссия пятки ребром или основанием ладони в течение 1-2 минут. Исходное положение как описано выше. 3. Если пострадавший находится в положении сидя, необходимо сзади обхватить пострадавшего за подмышечные впадины и поднимать и приземлять на нижнюю часть седалищной кости таза (на точку V36). В случае удовлетворительного состояния, пострадавшего рекомендуем ему попрыгать, сидя на ягодицах самостоятельно 10-15 раз. 4. Пострадавшего в вертикальном положении берем сзади за подмышечные впадины и поднимаем и приземляем на пятки, производя таким образом воздействие 15-20 раз. В случае удовлетворительного состояния пострадавшего заставляем прыгать с жестким приземлением на пятки также 15-20 раз. 5. Усадить пострадавшего и произвести аку-перкуссию в районе точки Йо-кан, ТЗ рукой в кумадэ («медвежья лапа») 10 раз. 6. Дополнение при необходимости: Тандэн-катсу, Кокю-катсу, Кётоцу-катсу, Агэ-катсу. Нэн-коку, R2 — симметричная, находится на внутренней части середины свода стопы. Используется для облегчения боли, вызванной повреждением яичек, а также для преодоления страха. Фу-бон, V36 — симметричная, располагается в центре подъягодичной складки. Применяется при болях в малом тазу, ишиасе, параличе ног. 8. КИАЙ — KATCУ звуковое катсу Наиболее распространенным криком в японских боевых искусствах является «Киай» (Ки — энергия, аи —объединять, концентрировать). Чтобы «Киай» вызвал требуемый эффект, он должен обладать особым качеством и цельностью, чтобы вызвать оживление физиологических процессов. Также требуется соблюдение дюжины условий для правильного выполнения «Киай», которые осваиваются в течение нескольких лет тренировок. Одним из основных требований для проведения «Киай» является наличие наполненного мощью и энергией центра (Танден) и способность концентрированно изливать энергию Ки. Описать издаваемый звук довольно сложно, но основными особенностями его являются: а) исходит из Танден, б) слышится как своеобразное «а», в) концентрированный и короткий, г) со «стальным оттенком», д) «консонансов высоких и пронзительных тонов». 1. Сесть в сейза рядом с лежащим пострадавшим лицом к голове. Положение лежащего — на спине, лицо — вертикально вверх, голова на оси туловища. На глубоком вдохе заполнить грудную клетку и особенно живот и Танден воздухом. Задержать на долю секунды и с сильным выдохом из Тандена произвести «Киай», напрягая мышцы живота. В некоторых случаях на одном выдохе выполняют серию (2-4) «Киай». 2. Положение пострадавшего — лежа на спине. Реанимирующий становится в стойку Киба-дачи над бедрами лежащего. Корпус в вертикальном положении, руки — ладонями вверх по бокам туловища чуть ниже подмышечных впадин. Вдох и выдох с «Киай» производим так же, как и в №1, но добавляем выпрямление рук в сторону головы пострадавшего с выбросом Ки и напряжением мышц рук и живота. 3. Садимся в сейдза у ног лежащего пострадавшего ли… Продолжение »
|
Техника ударов по болевым точкам ГОРЛО, СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ, ПАХ Рассмотрим "останавливающие" противника удары в вышеназванные места. Например, удар в горло опасен даже от малого ребенка. А вот любой взрослый может своим действием, направленным в горло, перевести своего оппонента в "другой мир", много сил не требуется, всего лишь векторный тычок в определенном направлении. Но это наука для спецназа, которому приходится вступать в смертельные поединки. А "простому смертному" достаточно знать, что, к примеру, несильный хлопок по кадыку пальцами остановит любого нападающего, т.к. в этом месте отсутствуют мышцы, которые прикрывают хрящ. В армейских наставлениях можно увидеть удар стволом автомата в горло, что весьма эффективно. Спускаясь ниже, возьмем солнечное сплетение. Все единоборцы получали удары в эту точку, и все наверняка запомнили незабываемые ощущения. Что и говорить, при таком ударе нужно незначительное усилие, чтобы свалить противника в позу эмбриона! Но в тоже время надо учесть, что сильный удар, нанесенный с определенным вектором, убьет противника, о чем знают те, кому положено это знать. Так что с ударами в солнечное сплетение стоит быть поосторожнее. Пах - место "убеждения" для многих, особенно в ночном городе. Не зря говорят: глаз, горло, пах - не накачаешь! Но опасно не то, что ударят в пах, а в место чуть выше "мужской" гордости. Для внутренней гематомы и непоправимых последствий хватит удара ногой в "гриндарсе" - все, операция обеспечена! Хотя, должны заметить, что "на адреналине" часто происходит следующее - после удара в пах противник через 2-4 секунды вскакивает, и тогда вам очень нужно постараться, чтобы выйти победителем из этой схватки! Происходит это ввиду неточности удара и концентрированности прицельной точки именно на гениталиях. На самом деле надо бить внутрь, с максимальным усилием снизу вверх! ВРЕМЕННЫЙ ПАРАЛИЧ Шокирующие, парализующие и отключающие точки находятся по боковым линиям черепа, лица, горла и туловища. Резкий и проносной удар малой формой в эти точки заставляет противника отшатнуться или отдернуть конечность. Несколько повторных ударов в эти точки вызывают кумулятивный болевой эффект и как следствие временный паралич конечности. Это точки, находящиеся в центре и по бокам суставных сгибов абсолютно всех суставов рук и ног; расположенные на одну треть (от длины сегмента конечности) выше и ниже сустава; с внутренней стороны предплечья, по средней линии между лучевой и локтевой костями; на руках и ногах, там, где можно прощупать кость сквозь мышцы (на бедре и плече они расположены по внутренней и наружной линиям). СЕРДЦЕ Расположено не слева от грудины, как это принято у нас считать, а в основном по средней линии и имеет форму капли, наклоненной от грудины острой частью к левому соску. Ближе всего к поверхности тела прилежит левый желудочек. Как раз под левым соском, где заканчивается большая грудная мышца, можно увидеть или нащупать его пульсацию. У спортсменов смещен к наружной части тела. В результате пробития костяшкой среднего или указательного пальца этой точки сбивается сердечный ритм. Простой удар кулака вносит аритмию в работу сердца, добавив нагрузку во время схватки и фазы дыхания. Возможно закрытие клапана и летальный исход. По-плохому (для противника при вашем хорошем ударе) ломается ребро и разрывает сердце. ГОЛОВА Образно говоря, представляет собой мячик-череп на пружинке-позвоночнике. Удары сбоку от "пружины" (в горизонтальной плоскости) могут разрушить кости лицевого скелета (нос, челюсть), но частично амортизируются. Практически не амортизируются удары на срывание "мячика" с "пружины", то есть снизу вверх по направлению к макушке. Не зря подбородок - точка выключения сознания! Но этого нелегко добиться, т.к. требуется точность удара, в то же время боковой удар открытой ладонью или даже предплечьем в челюсть или в подставленные руки (самоудар собственными конечностями) очень часто "выбивает" сознание. Достигается это общей площадью поражения и совмещением удара с движением головы при ударе, что чревато сотрясением мозга, причем с добавлением болевого эффекта - нокаута. Обратные удары - в горизонтальной плоскости в затылок - также очень опасны. Резкий непроносной удар, так называемый "кроличий", нокаутирует и может лишить сознания. Чуть более сильный удар в эту область, не касаясь деталей его нанесения, запретили использовать на экзамене "краповых беретов" после гибели офицера. Любой удар предплечьем или локтем в левую и правую часть затылка приводит к потере сознания, причем неважно, был это чистый удар или нет. Чтобы осознать действие такой работы, попросите товарища несильно шлепнуть вас по затылку ладошкой, но из вашего положения лицо в лицо. Ну и как? Прочувствовали!? НОС Обычная "плюха" прямо к затылку или чуть под углом ломает хрящи и тонкие косточки. Результат: "кровища" (ее необязательно видно снаружи, может стекать по задней стенке глотки). Кто-то шокируется, кто-то продолжает мор-добой, не замечая в горячке травмы, а кто-то дополнительно звереет от вкуса и вида собственной крови, бывает и такое. А в результате "цепляющего" удара костяшками пальцев по выступающей части носа сбоку наступает болевой шок, хотя "кровищи" может и не быть. "Клубничка". Это всеми любимая точка под носом. О ее применении в боевом выживании читайте в разделе "экстремед" ("СУ" № 2, 2004 г., статья "Если вас зацепили ножом"). В драке удар, нанесенный по этой точке ребром ладони по касательной, заставляет про-тивника развернуть голову по направ-лению удара, потерять вас из вида и открыть боковую поверхность челюсти и головы. Надавливая на эту точку основанием указательного пальца, заставляем противника запрокинуть голову вверх, открыть для поражения кадык, переразогнуть спину и потерять устойчивость... Кстати, надавливание на кончик носа вызывает такой же эффект. Вариант: зацепить любыми двумя пальцами противника за ноздри сзади (можно и одним, но падает степень надежности боевого элемента. Многие испытывали на себе удар в нос. Но, как правило, это удары по схеме прямо в данную область лица, а вот один из офицеров ВДВ признался, что как-то в драке не попал в "пятак", удар соскользнул влево, и каково было его удивление, когда нос нападающего свернулся в бок, и противник, заверещав от боли, упал на землю. Такой эффективности он не ожидал. ГЛАЗА Очень деликатное место в хрупком мужском организме, почти так же, как и яички, только на 2/3 спрятанные внутрь тела. Соответственно переживаний при сдавливании столько же, а оторвать, открутить, отдавить (продолжить в меру личного садизма) гораздо проблемнее. Особенно если "тело" нашпиговано пусть даже и не наркотой, а адреналином, активно пыхтит, вертится и ну никак не желает замереть, чтоб нам эти самые глаза сподручнее было выковыривать. Словом, проблемно лишить тело глаз, так, как пока это самое тело не в глубокой коме, оно будет рефлекторно отдергивать голову, уходя с линии атаки. Это, кстати, один из простейших тестов из практики врачей-реаниматологов на "загруженность" коры. Ну, теперь вы вооружены страшным знанием о том, что это хоть и больно, но не смертельно, а вот ваш противник этого не знает, чем мы и будем пользоваться. Хорошо проходят воздействия на глаза сразу после "релаксирующего" удара ладонью в подбородок, нос, "с крыла" по "кроличьей" точке за ухом. Существует так называемый "офицерский прием": хлыст пилоткой, кепкой, беретом по глазам! Очень болезненный и шокирующий удар! Дед, кубанский казак, показывал одному из авторов тычок мизинцем в глаз, но не просто так, а в процессе рубки на саблях, т.е. борьбы вплотную с использованием холодного оружия. Шок был сильнейший, когда, отбив удар саблей, дед сделал шаг вперед, прижав атакующую конечность с клинком и поменяв угол наклона сабли, дав ей соскользнуть, провел этот прием! Вот, что знали наши деды! КАДЫК По легенде, Адам, когда кушал яблоко с Древа познания, подавился им, кусок застрял в горле - отсюда и второе, старинное его название "адамово яблоко". Один из тех интересных выступов на теле дяди, которые отличают его от тети. Соответственно трепетное отношение к нему, единственному. Вплоть до того, что у некоторых мужчин при простом прикосновении к этой зоне возникает спазм дыхательных путей и удушье (это без сдавления-то!). Кстати, страшная правда: человек от удара в кадык не умирает! Человек может умереть от последующего удушья или от рефлекторной остановки сердца при глубоком проникающем ударе ребром ладони поперек средней линии, но не за счет травмы "адамова яблока", а за счет воздействия на оба блуждающих нерва. Да и укол ножом в горло, если он был выполнен без последующего вспарывания и точно по средней линии, то есть в кадык, не несет за собой никаких "летальных" последствий, кроме облегченного притока волны свежего воздуха к легким. Операция такая есть, простейшая, коникотомией называется. Ссылка для стахановцев и пионеров об отсутствии ответственности авторов за последствия выполнения упражнений к техник ДЕЙСТВИТЕЛЬНА и в этом месте, как и во всех остальных, даже где не написали, тоже. Как бы то ни было, воздействия на кадык прочно перекочевали из стритфайтинга и учений седых восточных старцев в наставления по рукопашному бою для спецподразделений всего мира. Первую помощь себе или товарищу при получении этого удара читай в нашей разработке по экстремеду (вышеуказанный номер "СУ"). А пока попробуй дотронуться до кадыка, посмещай его вправо и влево, смелей, потяни от себя и, наоборот, придави к шее. Ну вот, не так уж это и страшно. А сейчас мы откроем настоящую тайную технику! Выше кадыка есть еще одна косточка, подъязычная, про нее почему-то все забывают, а зря! За эту косточку, прихватив ее пальцами перевернутой к небу ладони, очень даже удобно контролировать противника. Важно сжимать ее на грани слома и толкать вверх под 45 градусов. Шокеры на кадык: чиркающий вскользь удар костяшками фаланг "лапы леопарда"; тычок кончиками согнутых пальцев сбоку (НЕ В КАДЫК) - от кадыка по направлению к средней линии. Помимо удара ребром ладони есть еще интересный вариант комбинированного травмирующего удара в кадык. Вначале выполняется тычок кончиками согнутых пальцев в яремную ямку, затем пальцы сгибаются в лапу леопарда н давят уже костяшки фаланг, в итоге воздействуют костяшки кулака. В целом все движение подобно ходу гусеницы танка. Рвущие захваты кадыка и дыхательного горла просты и надежны (по сравнению с ударом). Делятся на две группы: на сминание (выполняется одной рукой, движение похоже на показывание сакрального языческого жеста под названием кукиш и фига, реже двумя руками) и на разрыв (выполняется двумя руками). Жестокая правда: добивание в любом конфликте часто производили прикладом винтовки, автомата в горло, а именно в кадык! КОЛЕНО Один из самых сложных и самый уязвимых суставов в нашем организме. Характерно, что травму или просто очень сильную боль можно вызвать практически с любого направления. Удар сбоку изнутри или снаружи рвет связки и ломает сустав. Удар сзади, в подколенную ямку, надрывает связки и выбивает ногу вперед. Удар спереди также ломает коленный сустав, если только он не был согнут под 90 градусов. Это положение очень любят представители жестких стилей - дескать, попробуйтека нам сломать сустав, заблокированный в этом положении (глубокий выпад вперед, стойка типа "лучник"). Так-то оно все так, удар в колено при должной подготовке держится, вот только есть здесь одна очень интересная и хрупкая деталька. По-латински "пателля" называется, то есть надколенник, или коленная чашечка, как мы все больше привыкли. Вот эта самая пателля ломается, как скорлупка у ореха, при хорошем резком ударе со "сбросом". Без умения стопорить нападающего, держать его на дистанции нет боевой системы. Поэтому почти все единоборства профилируют удары по ногам, а именно по колену! Эффективность очень высока: если вы проводите "щетку" (футбольный удар по мячу) в колена, умножив на обувь и силу, получаем травму или по крайней мере стопроцентную остановку любой атаки! Пример из жизни: кучка малолетних придурков в количестве 10 человек развлекалась, как могла, а могла только водкой и пивом. Мужика в форме увидели издалека и ринулись уточнять у него, в каком он звании и из какого рода войск! Уточнение не состоялось, т.к. мужчина оказался офицером штаба ВДВ, за плечами у него было две кампании в Чечне, и он не желал получать травмы и подставлять себя под "узнавалки" ребяток! Но, будучи человеком в возрасте и многое повидавшим, он не хотел и обрывать молодые жизни. В течение 30 секунд знакомство закончилось ударами по ногам, а конкретнее по голеностопу и коленям. Офицер раскидал эту группу акселератов, сохранив им жизнь и дав еще один шанс! РАБОТА С ВКЛЮЧЕНИЕМ И ПРОВЕДЕНИЕМ БОЛИ Боль включается и проводится от одной точки к другой при резких сильных концентрированных ударах, которые наносятся последовательно по нескольким точкам. Их можно соединить болью в единый "меридиан" и, например, "отсушить", то есть отключить конечность - так называемый "скованный ручей". Можно "вбить гвоздь" вглубь, нанося скоростные удары разной силы и амплитудно по одной точке - происходит ее болевая загрузка. Одним из секретов наших предков было умение воздействовать на внутренние органы, не используя болевые точки. Волновые удары-воздействия с вектором приложения усилия, направленным на печень, сердце, почки, селезенку и т.д. вплоть до мозжечка, приводили к смерти или потере сознания. Усиливали эффект применения за счет мысленного размещения внутри атакуемого органа участка тела жесткого предмета - камня, острия меча: "И предстал мысленно перед ним ворог, и внес он камень супостату во длани во всю тяжь мыслей свояи, во главу его..." Как видите, система начального знакомства с болевыми точками проста, запоминается легко и сразу. Не нужно тратить годы, штудируя талмуды по рефлексотерапии, не нужно запоминать дикие китайские названия, забивать мозги расчетами гороскопов противника и его личным временем максимума или минимума в том или ином "канале". Нужно просто иметь желание посмотреть и послушать, почувствовать это на своей шкуре, понять и практиковать. Вот и все. Загадочное искусство "ядовитой руки" въедается подкожно, ставится на рефлекторном, спинно-мозговом уровне буквально за 2-3 тренировки. На всю оставшуюся жизнь.
|