Квалификация Джиу-ДжитсуШОДЭНПервая передачаУровень овладения базовой техникойПервый данОбладатель шодан (черного пояса первого дана), даже освоив основные аспекты методики преподавания, еще не может эффективно проводить обучение. Его собственный технический уровень и уровень понимания еще не достаточно высок и соответственно, ряд не освоенных им аспектов не может быть передан ученикам. Обладатель шодан может квалифицированно ассистировать в проведении тренировочных занятий. Это техничный исполнитель, способный выполнить изученную технику на нормальной скорости и помочь начинающему в процессе тренировки. Он является семпаем – старшим учеником Школы, подготовленным для серьезных испытаний. Второй данОсвоение базовой формы и умение инстинктивно реагировать на ситуацию соответствует классу нидан (второго дана) и специалист этого уровня уже может достаточно квалифицировано проводить занятия в группах для начинающих. Нидан предполагает умение применять боевую технику на высокой скорости. Изучив теорию и методику обучения, он может стать шидоин – профессиональным преподавателем. Третий данМастерство сандан (третьего дана) высоко и очень эффективно. Он в совершенстве владеет базовой техникой и техникой комбинирования и контрприемов и может применять ее в различных ситуациях с большой мощью и скоростью, а также полноценно владеет тактическими приемами. Уровень понимания сандан достаточно высок, чтобы полноценно обучать учеников, даже достигших уровня черного пояса низших степеней. ЧУДЭНСредняя передачаУровень овладения продвинутой техникой и ее комбинированиемЧетвертый данЙондан (четвертый дан) характеризуется совершенно другим подходом к тренировочной деятельности и реализации боевой техники. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Возможность преподавания также существенно увеличивается. На уровне четвертого дана, ученик получает возможность пройти курс обучения на «шихан-дай», что предполагает большой объем новой информации. На таком уровне ученик получает дополнительную передачу знаний и методов, делающую выполнение боевой техники гораздо более эффективным, что, следовательно, еще больше расширяет возможность его понимания и личной реализации. Шихан широко использует в своей практике знания физиологии и биоэнергетической системы человека. ОКУДЭНГлубокая передачаПрограммирование противника на выполнение заданных технических действийПрограммирование собственного сознания и управление внутренней энергиейПятый данГодан (пятый дан) позволяет пройти специальный курс обучения на «ренши», что определяет обладателя этого титула, как эксперта. Потенциал физического уровня выполнения техники пятого дана максимально высок. На этом уровне он допускается к высшим знаниям окудэн, а также ряду сложных психофизических практик. Мастер уровня ренши может компетентно проводить занятия с учениками любого низшего уровня и в состоянии оценивать их мастерство абсолютно объективно. На начальном этапе овладения техникой и тактикой уровня окудэн, на уровне 5-го дана, преподаватель при определенных условиях может получить титул ренши и красно–черный пояс. Черная часть говорит о продолжающейся работе над техникой боевого искусства. Красная часть пояса символизирует зажженный огонь сердца, т.е. внутреннюю силу и духовность, которые начинают зарождаться на этом уровне мастерства. Шестой данВ Дзю-Дзюцу овладение окудэн соответствует техническому и тактическому уровню рокудан – 6-й дан. В технический арсенал этого раздела входит множество способов точечного воздействия. Для этого используются знания об анатомии и физиологии человеческого тела и знание его энергетических каналов и биологически активных точек. Большое внимание уделяется методам выполнения техники без разрыва движения противника. На внутреннем уровне овладения окудэн, последователь обучается искусству программирования собственного сознания, которое включает мгновенное введение себя в необходимое для боя состояние, моментальную адаптацию, избавление от стресса и мгновенную релаксацию после поединка для быстрого восстановления и набора энергии. Также на этом уровне осваиваются продвинутые способы управления внутренней энергией. Полностью получив методы окудэн, человек получает право носить красно-белый пояс, символизирующий возврат к светлому началу, данному человеку при рождении, т.е. духовное очищение и постоянно горящий внутренний огонь. КАЙДЭНПолная передачаУровень полного овладения техникой, тактикой и секретами школыСедьмой данВ школе Дзю-Дзюцу передача знаний кайдэн соответствует 7-му дану – нанадан, и человек, достигший его, считается полностью постигшим боевой аспект этого вида искусства. На этой ступени он может получить титул киоши. Технический аспект отходит на второй план, т.к. мастер такого уровня побеждает не столько за счет технического преимущества, сколько за счет предугадывания и знания любого действия противника и за счет контроля его энергии. Восьмой данНа внутреннем уровне, в результате посвящения в практики миккио, также происходит ряд изменений. Эти достижения реализуются на уровне хачидан – 8 дан, когда адепт надевает красный пояс с золотой полосой в центре, символизирующий внутреннее наполнение. На этом этапе он может получить титул ханши. Подготовка в Джиу-ДжитсуСИНТАЙ ТАЙСО - физическая подготовкаФизические упражнения служат развитию важных для последователя боевого искусства качеств. К ним относятся упражнения для развития физической силы «кинрёку ундо», упражнения для развития гибкости «дзюнан ундо», упражнения, развивающие скорость «сокурёку ундо», методы развития выносливости «дзикурёку ундо», а также специальные практики, развивающие ловкость «киёса ундо» и координацию движений «коо ундо». Кроме специальных упражнений, входящих в соответствующие разделы, развитию этих качеств служит выполнение техники в различных режимах танрэн ката. Например, технические приемы можно выполнять с высокой скоростью, что развивает скоростно-силовые качества, многократные повторения развивают выносливость, тренировка с акцентом на дыхании развивает дыхательную систему, сопротивление развивает силу, усложнение технических действий выполнением их на наклонной или на узкой поверхности развивает координацию и ловкость и т.п. Методы развития физических качеств называются «синтай рэнсю хо». К ним относятся упражнения, выполняемые с партнёром «сотай рэнсю», упражнения, выполняемые в одиночку «тандоку рэнсю» и упражнения, выполняемые с дополнительными предметами «кигу хо», например, с отягощением в руках и прочие. Практика танрэн ката – технические действия, которые выполняются для развития физических качеств могут относится ко всем разделам. Физические упражнения делятся также на подготовительные «дзюмби ундо», основные «тайсо ундо» и завершающие «сэйри ундо». СЭН-ХО - тактическая подготовкаТактическая подготовка является очень важным элементом общей подготовки в любом виде боевого искусства. Существует множество тактических приемов, но основных видов тактики можно выделить несколько. Это «сэн», «сэн но сэн», «тай но сэн», «го но сэн» и «ки но сэн». Технические действия боевого искусства могут быть использованы в различных ситуациях. Владение тактическими приемами учит применению техники в схватке. Этот раздел обычно не изучается на начальном уровне и в Бушинкан дзю-дзюцу передаётся только ученикам Школы, хорошо освоившим базовую технику. Каждый из указаных ниже видов тактики имеет ряд конкретных приемов реализации. Применению тактических приемов обучают на специальных занятиях для обладателей черного пояса. 5 принципов использования тактики (сэн но гохо):
СЭНПроявление инициативы в боевом искусстве выражается атакой, таким образом, использование принципа сэн проявляется в атакующей тактике. Сэн – это атакующая тактика, при которой атака проводится постоянно, подавляя защиту противника. Это полный захват инициативы, начавшийся практически с самого начала схватки. Неожиданное нападение это также сэн. СЭН НО СЭНПринцип сэн но сэн проявляется в атаке, начатой в тот момент, когда противник планировал атаковать вас, и уже решился атаковать, но еще не сделал этого или только-только начал предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Этот короткий миг и является моментом вашей атаки в тактике сэн но сэн. Таким образом, можно сказать, что инициатива, которую он планировал проявить, была в самом начале захвачена вами. ГО НО СЭНГо но сэн – это перехватывание инициативы. Этот вид тактики предполагает вызов атаки противника, а затем контратаку, выполняемую в момент, когда противник уже не может остановить своих действий. На начальном этапе подготовки, этот тактический прием обычно проявляется проще: он предполагает контратакующие действия, проведенные после того, как атака противника завершена и его Ки иссякло. Например, это может быть контратака после проведения противником захвата или после окончания удара, от которого вам удалось уйти. ТАЙ НО СЭНТай но сэн – это синхронная контратака, при которой вы атакуете противника в момент его атаки. При этом, ваше действие заканчивается почти одновременно с действием противника, возможно, несколько опережая его. Применение принципа тай но сэн является одним из наиболее сложных в боевом искусстве, и также одним из наиболее эффективных. Синхронная контратака позволяет последователю Школы добиться сложения сил и скоростей, что делает его технику намного более эффективной и практически лишает противника возможности защищаться. В случае тай но сэн вы начинаете свою контратаку почти одновременно с атакой противника и заканчиваете ее в тоже время, смещая его атаку в сторону или уходя с линии его атаки. К тай но сэн также относятся приемы айки наге. КИ НО СЭНКи но сэн – это захват энергии противника, подавление его. Этот метод неразрывно связан с понятиями киай и айки и его реализация возможна на высоком уровне овладения боевым искусством. Изучение раздела ки-но сэн является прерогативой учидэши, т.е. прямых учеников, поэтому он не описан в данном издании. СИНРИ-ХО - психологическая подготовкаПриёмы психологической подготовки существовали в традиционных боевых искусствах еще в глубокой древности. Некоторые методы и тесты психофизического характера включены даже в «дэншо» традиционных Школ (перечни технических действий, которые переданы адепту Школы). Бушинкан дзю-дзюцу наследует все методы синри-хо традиционных направлений бу-дзюцу, которые изучаются в Бушинкан додзё, а также включает в программу обучения некоторые методы других направлений. Знания и умения раздела синри-хо обычно входят в передачи практик шодэн, чудэн и окудэн и получаются адептами Школы, достигшими соответствующего уровня. К приемам синри-хо относятся некоторые медитативные приемы «мокусо», приемы, связанные с концентрацией на дыхательных упражнениях, практики психофизической релаксации и концентрации, методы визуализации и внутреннего настроя. Среди прочих способов тестирования уровня занимающегося, на разных этапах подготовки используются методы «хитааси» - огнехождение, воздействия на расстоянии «бойосэ», работа с раскалённой металлической палочкой «тэцудзё шигоки», умения лежать с отягощением и выполнять движения на битых стеклах, а также ряд подобного рода практик. На мастерском уровне практики усложняются и включают более сложные приемы психофизического тренинга. РИРОН - теоретическая подготовкаТеоретическая подготовка в Бушинкан Дзю-Дзюцу довольно разносторонняя. К ней относятся знание принципов выполнения технических действий Школы, знания биомеханики и физиологии, история, психологические и философские концепции, понимание символики Школы, понимание иерархии и правила общения, основные принципы боевого искусства. 5 принципов боевого искусства (гори но Бугэй):
СИДЗЭН-РИПринцип естественности и рациональности положен в основу всех видов традиционного и современного боевого искусства и предполагает применение любых технических действий выполняемых в бою или на тренировке таким же образом, как и других движений, используемых в обыденной жизни. Добиться такой естественности можно, лишь осознав, что вся жизнь последователя Школы боевого искусства является его тренировкой. ИН СИН ТОНКЕЙЭтот принцип говорит о необходимости использовать технические и тактические навыки, не противопоставляя противнику физическую силу или другие, чисто физические характеристики. Знание биомеханики и анатомии, а также использование ряда других аспектов боевого искусства приводят к реализации этого принципа, позволяя добиться результата минимальными усилиями. КЕН ТАЙ ИЧИ ЙОЭтот принцип говорит об осознании себя самого, как оружия, а оружия, как не более чем полезный, но не необходимый в поединке предмет. В случае с использованием оружия, оно должно стать естественным продолжением руки адепта. ДЭ АЙЛюбое техническое действие должно быть выполнено в нужном месте и в нужный момент времени иначе оно становится бессмысленным. К примеру, блок от удара в голову выполненный раньше или позже этого удара превращается в ненужное действие, приводящее в первом случае к потере энергии и раскрытию своей защиты на других уровнях, а во втором случае может стать просто невозможным. НАГАРЭ-РИПринцип текучести предполагает плавное изменение технических действий, смену тактики, немедленно видоизменяющую рисунок боя в зависимости от ситуации, как вода, мгновенно заполняющая каждую вновь появившуюся пустоту. Мастера боевых искусств считают, что этого можно достичь, обладая большим арсеналом технических действий и умением применять их в любой, даже самой нестандартной ситуации. Важным аспектом этого является применение принципа текучести для своего сознания, которое не должно фиксироваться на мыслях о каких-либо технических приемах или фазах ведения поединка. 5 принципов выполнения боевой техники (ги но гори):
Словарь терминов
|
Обучение Джиу-ДжитсуНачальный этап
Начальный этап изучения Бушинкан дзю-дзюцу делится на основной и специально-подготовительный разделы. 5 подготовительных технических разделов (гохо но ходзё ваза)
5 основных технических разделов (гохо но кихон ваза)
Дополнительно к основным формам на начальном этапе изучаются методы «входа» в приём «ирими ваза». Продвинутый этапПосле достижения соответствующего технического уровня, последователь Школы допускается к изучению продвинутых сложных форм. Этим этапом изучения является отработка различных вариантов выполнения базовой техники, освоение искусства тактического входа, методов комбинирования и контрприемов, а также овладение умением выполнять изученные приемы в качестве самообороны или нападения.
На этом уровне, в программу, кроме основных разделов включается дополнительный – методы противодействия захватам «ваза кудаки». Он входит составной частью в каеши (технику контрприемов), хотя его приемы, как отдельные элементы изучаются раньше. Предназначение ката
Подход к тренировке катаПравильный подход к тренировочному процессу является необходимой базой для постоянного прогресса. Это требует соблюдения ряда условий:
СЮ-ХА-РИ: этапы развитияУсловно, этапы развития технического мастерства и адаптации техники боевого искусства разделяются на три ступени:
Режимы выполнения катаВ боевом искусстве обычно различают три категории выполнения ката:
Эстетика катаКата дзю-дзюцу, как и других искусств Японии явно показывают стремление к совершенству. Это проявляется в целесообразности движений, отсутствию лишних, вычурных действий, проявлении особой изящности «сибуми». Сам термин «ката» в боевом искусстве, правильно переводится, как совершенная форма выполнения боевых технических действий. Поэтому, кроме боевой реализации, ката боевого искусства должна приносить и эстетическое удовольствие совершенным исполнением, как для самих исполнителей, вовлеченных в действие, так и для сторонних наблюдателей. КИ - энергияЛюбое движение боевого искусства возможно при соответствующем наполнении его энергией. Основные концепции этого явно реализованы во всех технических действиях Школы Бушинкан. Для правильного и максимально эффективного выполнения боевого приема и вообще любого действия следует соблюдать пять аспектов. 5 аспектов направления энергии (кирю но гойосо):
Когда пять указанных аспектов единонаправлены, ваше движение будет сильным и эффективным. В случае, когда руки движутся в одном направлении, тело в другом и глаза смотрят в третьем, разложение силы может свести ваши усилия к нулю. КИАЙ – энергетическое наполнениеТрадиционное понятие «киай» определяет энергетическую наполненность человека. Ощущение этого наполнения должно присутствовать постоянно, в процессе демонстрации и регулярной практики ката и любой другой техники. Для совершенного киай в ката, требуется прекрасная координация движений и уверенность обоих партнеров. Это в свою очередь приводит адептов к состоянию непоколебимого духа «фудошин». Киай требует полноценного единства сознания и тела, что развивается путем правильной тренировки ката и рандори. С концепцией киай неразрывно связан термин «сакки» – наблюдение за Ки. Это умение появляется у мастера тогда, когда его киай совершенен и начинает работать «синган» - око сознания. Считается, что в этом случае он может заранее почувствовать опасность и предпринять меры для её предотвращения. ФУДОШИН – непоколебимый духПонятие «непоколебимый дух» выражает свободу разума мастера. Суть этого понятия в том, что подготовленное специальным тренингом сознание не должно отвлекаться ни на какие мысли или события, и быть пустотным «мусин». Его реализация позволяет быть всегда готовым к любым неожиданностям. В ката, фудошин выражается, в том числе в принятии реальности техники и выполнении ее со всей серьезностью. ЗАНШИНОдним из аспектов фудошин является «заншин» - постоянное сохранение внимания и состояния готовности. В ката, как и в жизни, даже после успешного проведения технического действия, исполнителю необходимо всегда быть готовым к очередной атаке. Эта готовность внешне проявляется в завершающей позиции, которая позволяет мгновенно среагировать на любое продолжение атаки. Заншин – это состояние предельной психической мобилизации. Оно должно оканчиваться немного после завершения последнего движения боевого приема. Также, заншин должен проявляться во время пауз, которые могут возникнуть в процессе исполнения технических действий. Например, в процессе перехода в состояние готовности после окончания приема. ХАРАГЭЙСверхчувствительность к мыслям и чувствам других, часто называется «харагэй». В японской истории есть много описаний проявления харагэй. Дословно, этот термин переводится, как «искусство живота». Это обусловлено тем, что, с точки зрения японской традиции, живот (хара) является вместилищем души. Харагэй – это особое чувство, вырабатываемое в процессе правильных занятий. Считается, что харагэй позволяет почувствовать опасность еще до её проявления, что позволяет эффективно контратаковать противника ещё до момента начала его атаки. Сохранение пустого сознания «мусин» является важным шагом к овладению этим искусством. КОКЬЮ-ХО - дыханиеДыхание в процессе выполнения технических действий дзю-дзюцу должно быть в основном диафрагмальным. В некоторых частях тренировочного процесса оно должно быть по возможности медленным и глубоким. В другие моменты - быстрым, довольно поверхностным и резким. В процессе и после выполнения ката, дыхание не должно сбиваться. Правильное дыхание является главным механизмом сопротивляемости организма утомлению. От постановки дыхания зависит возможность вести поединок в течение длительного времени или проводить его после существенных физических усилий, например, после бега (что может быть важным для сотрудников различных армейских подразделений специального назначения). Ритм выполнения движений должен допускать возможность контролировать дыхание. Все технические действия выполняются с выдохом. Вдох проводится через нос. Выдох проводится непрерывно или по частям, в зависимости от технических действий. Часть воздуха должна постоянно оставаться в легких, сохраняя энергию для следующего движения. Однако при решающем действии (как правило, окончание технического приема) возможен сильный выдох с исполненным энергией громким звуком. В процессе выполнения ката рекомендуется следующий вид дыхания: вдох, короткий скрытый выдох 30-40 процентов воздуха и работа с постоянным сохранением 60-70 процентов воздуха. Это позволяет скрыть момент вдоха и выдоха, сделав дыхание почти незаметным. СУКИ - слабость защитыВыбор момента атаки является одним из важнейших составляющих любого боевого искусства. Его определение тесно связано с умением определить слабое место в защите противника. И, соответственно, собственная защита, связана с умением не создавать таких слабых мест в личной обороне. Нахождение слабого места в защите напрямую связано с овладением правильным дыхания, принятием правильной позиции, освоением правильной техники и пониманием концепции кё-дзицу. Слабость защиты называется в японских боевых искусствах термином «суки». Эта слабость проявляется на трех уровнях: сознательном, позиционном и техническом. КОКОРО НО СУКИСлабость в сознании это короткий момент потери концентрации и бдительности, слабая сосредоточенность. Для того чтобы подобнее состояние не возникало, следует тренироваться постоянно, как на занятиях по боевому искусству, так и в повседневной жизни, контролируя окружающих и сохраняя готовность отреагировать на любое изменение ситуации. КАМАЭ НО СУКИСлабость позиции выражается неверным положением тела. Суть правильной позиции заключена в естественном положении тела, при котором не вызывается лишнего напряжения мускулов, позиция устойчива и при этом позволяет проявить текучесть. При этом выбранная форма камаэ не имеет значения, т.к. у мастера, даже положение с естественно опущенными руками «шидзэнтай» может не иметь слабости. ВАДЗА НО СУКИСлабость техники это неверное исполнение технических действий боевого искусства. Правильная боевая техника, выполненная в соответствии с определенными принципами, почти не имеет слабости. Для того чтобы слабость не проявилась до начала непосредственного выполнения приема, нужно отсечь все лишние движения. Прием должен начаться сразу, без предварительной изготовки, которая может позволить противнику определить момент начала атаки. Если, по ряду причин такие действия необходимы, их амплитуду необходимо максимально уменьшить, так, чтобы сделать предварительные движения практически невидимыми. ХЁШИ - ритмРитмический рисунок ката во многом зависит от физических возможностей исполнителей. Применение приемов ката дзю-дзюцу предполагает взаимодействие с партнером. Соответственно, в ритме и скорости исполнения ката играют роль данные, как ТОРИ, так и УКЭ. В ката, наиболее длинной является пауза, возникающая после завершения последнего действия ката перед возвращением в положение готовности. В это время можно совершить несколько медленных дыхательных циклов. Также большей, чем просто пауза между техническими действиями, может быть пауза, возникающая после выполнения киай – технического действия с высокими энергозатратами. РЁКУ - силаКаждый прием боевого искусства должен обладать разрушительной мощью «и рёку». Однако одна абсолютная физическая сила не позволяет добиться подобного. Для того чтобы техническое действие было проведено эффективно, оно, как правило, должно быть выполнено во взрывной манере. Такая взрывная сила называется «сюмпацу рёку» и одним из важнейших ее аспектов является высокая скорость. Для того чтобы создать такой взрыв, необходимо умение предварительно хорошо расслабиться, т.к. именно благодаря расслаблению можно увеличить скорость движений. В реальной схватке взрывная сила важна и для броска, и для удара и для выполнения болевого приема. Эффективность боевой техники дзю-дзюцу напрямую зависит от умения правильно приложить силу тела против слабых частей тела противника или против всего противника, выведенного из равновесия. Умение прикладывать усилие всего тела в одной точке и концентрация силы определяется термином «сючу рёку». МЭЦУКЭ - взглядМетоды наблюдения в японских боевых искусствах называют общим термином «кансоку-дзюцу». В этот раздел входит техника различных видов взгляда «мэцукэ». Правильный взгляд позволяет вовремя отреагировать на противника, и мгновенно оценить ситуацию, что позволяет занять выгодную позицию по отношению к противникам. В боевом искусстве используют несколько видов взгляда, два из которых очень важны для выполнения базовых ката. В боевом искусстве существует ряд упражнений, направленных на развитие зрения. Эти практики относятся к передаче более высокого уровня и передаются в виде «кудэн» - устных наставлений личным ученикам. ТОЯМА-НО МЭЦУКЭВ ряде моментов ката нужно использовать технику взгляда на далекую гору «тояма-но мэцукэ». Это взгляд, направленный на противника, так, чтобы при этом не концентрировать свое внимание на конкретной части его тела. Глаза следует немного сузить. По рекомендации великого мастера фехтования Миямото Мусаши следует «не морща лба, сдвинуть брови так, чтобы образовалась складка в межбровье». СЭЙГАН-НО МЭЦУКЭСэйган-но мэцукэ – это взгляд, направленный в глаза противника. Эта техника используется во множестве традиционных школ боевого искусства и стоит на грани собственно зрения «кэн-но мэцукэ» и внутреннего восприятия «кан-но мэцукэ», т.к. по мнению некоторых мастеров, позволяет читать намерения противника и оказывать на него прямое давление, возможно, даже программируя его на какие-либо действия. Технически, сэйган-но мэцукэ это тяжелый, почти немигающий взгляд в глаза. По движению глаз противника мастер может прочитать изменения в его психологическом состоянии. ФУТАЦУ-НО МЭЦУКЭДословно, этот термин переводится, как «использование двух взглядов» или как «не застывший, двигающийся взгляд», в зависимости от написания. Похожий метод взгляда применяется в актерском искусстве театра «Но» и может быть использован в рандори. Он предполагает использование коротких взглядов, постоянно меняя их направление и не фиксируясь на одной точке. Техника этого взгляда маскирует намерения и вводит противника в заблуждение относительно направления истинной атаки. Этот вариант используется в качестве тактического приема в определенных ситуациях. МААЙ - дистанцияНужно понимать разницу между дистанцией оптимальной защиты «богё-но маай» и оптимального нападения «когеки-но маай». В зависимости от роста и наличия оружия разной длины, дистанция, удобная для схватки у атакующего и защищающегося различна. Разумеется, у каждого человека она собственная, соответствующая его личным физическим и психологическим характеристикам. Также существует дистанция, определяющая психологическое состояние «кокоро-но маай» воина и являющаяся комфортной именно для него, независимо от его реальной физической возможности эффективно атаковать или защищаться с нее. Гармоничной дистанцией нужно считать такое расстояние до противника, при котором физические и психологические возможности могут реализовываться оптимально, т.е, ту дистанцию, с которой можно атаковать или защищаться без промедления и на которой внутреннее ощущение не является дискомфортным и тормозящим. Длинная дистанция «тома» - такое расстояние, с которого для успешной атаки следует провести шаг для сближения с противником. Эта дистанция также используется при атаке с оружием, когда поражающее расстояние увеличивается за счет его длины. Средняя дистанция или дистанция удара «учима» - расстояние, на котором можно свободно наносить удары и проводить захваты на расстоянии вытянутой руки. Эта дистанция позволяет легко маневрировать, отходя или сближаясь с противником. Ближняя дистанция «чикама» - расстояние близко к противнику, при котором захват проводится с полусогнутыми руками. Частным случаем этого вида является «фума» - отсутствие дистанции, дистанция плотного обхвата, т.е. нахождения вплотную с противником. ПозицииЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕПоложение «сидзэнтай», с которого начинается большинство кихон ката – это естественное положение тела. Оно принимается следующим образом: одновременно с партнером, после выполнения поклона друг другу следует развести ноги (двигая левой ногой) на ширину плеч, и расслаблено опустить руки вдоль тела. Плечи должны быть опущенными, спина ровной. Колени должны быть немного согнутыми, точнее, не до конца выпрямленными. Ступни расположены параллельно в положение «хэйко дачи». ПОЛОЖЕНИЕ С ВЫПАДОМ ВПЕРЕДСледующей позицией, используемой в ката, является положение, которое принимает тело при шаге вперед к партнеру для проведения технического действий. Это движение вперед «дзэнкуцу». Позиция может быть выше или ниже, соответственно расстоянию между ногами. Руки могут занимать различные позиции, но в базовых ката это обычно «чудан камаэ». В этом случае руки должны располагаться на уровне корпуса. Это положение с локтями направленными вниз и ладонями, расположенными по центральной линии тела. Плечи должны быть опущенными, грудная клетка не расширена. Положение тела при этой позиции может быть боком к противнику «омми», под углом 45 градусов «ханми», фронтально «шомэн» и обратное положение под углом 45 градусов «гьяку ханми». Чаще всего используется положение ханми и шомэн. Позиция с выпадом вперед принимается почти во всех ката при отходе от партнера. ПОЛОЖЕНИЕ С ВЫПАДОМ НАЗАДВ этой позиции «кокуцу» вес тела в большей степени лежит на сзади расположенной ноге. Основные положения, характерные для позиции с выпадом вперед соответствуют и данной позиции. Важно сохранить это положение достаточно устойчивым и мобильным. Ноги не должны быть разведены слишком широко, чтобы не открывать пах и позволить в любой момент произвести шаг и сменить позицию. Позиция выпада назад обычно является промежуточной и встречается в какой-либо фазе технического действия. Нога, расположенная впереди ни в коем случае не должна выпрямляться. Соблюдение этого условия несколько защищает коленный сустав от возможного удара противника. ПОЛОЖЕНИЕ С ВЕСОМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ РАВНОМЕРНО НА ОБЕИХ НОГАХВ ученических формах парное положение для большинства «катамэ но ката» принимается одновременно. Ноги принимают положение с согнутыми коленями «фудо дачи» - непоколебимая стойка, а руки проводят установленный для конкретной техники захват. Высота и ширина стойки может изменяться в зависимости от ситуации. На начальном этапе для освоения устойчивости применяется относительно широкая позиция, при которой, при опускании одной ноги на колено, расстояние между этим коленом и ступнёй будет примерно в два кулака. Тело в данном случае развернуто под углом 45 градусов друг к другу «ханми». В некоторых мастерских формах, тори вообще должен не копировать начальных действий уке и сразу же начинает установленную контратаку. В ряде форм, позиция с весом, расположенным равномерно на обеих ногах может использоваться боком к противнику. Она также может быть низкой или высокой. НИЗКИЕ ПОЗИЦИИВ ката встречаются и низкие позиции, например, «шико дачи». Они редко являются стационарными и часто используются в качестве промежуточных в процессе исполнения технических приемов. Низкая стойка принимается для достижения лучшей устойчивости, большей мощи при использовании тела и увеличения дистанции (предела досягаемости техники). Также низкие позиции могут быть приняты после опрокидывания противника, т.к. в ряде случаев, из низкой позиции легче провести добивающий удар. Может быть использована такая позиция и для проведения воздействия на противника снизу вверх или во время его фиксации внизу. РИТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИДля выполнения ритуального поклона принимается положение с прямыми ногами, разведенными под углом 45 градусов при сведенных пятках. В ряде Школ это положение называют «мусуби дачи». Руки с раскрытыми ладонями и выпрямленными пальцами располагаются на бедрах сбоку. ПОЗИЦИИ НА ОДНОМ КОЛЕНЕВ ката и в поединках часто возникают ситуации, требующие на какой-то промежуток времени занять положение стоя на одном колене. Например, при подъеме в стойку или в процессе выполнения какой-либо техники с приседанием. В основном, на начальном этапе применяется положение стоя на одном колене «катахиза дачи». Одна нога стоит на всей ступне, другая упирается в пол коленом и подушечкой ступни. В зависимости от ситуации, вес тела может смещаться в пределах площади опоры, переходя на впереди или на сзади расположенную ногу. Спина держится вертикально. СИДЯЧИЕ ПОЗИЦИИНа начальном уровне используется несколько позиций в положении сидя. Это положение сидя на коленях «сэйдза» и позиция со скрещенными ногами «фудодза». Первая используется в качестве ритуальной и боевой, вторая, обычно в качестве позиции отдыха или для выполнения каких-либо практик. Обе позиции предполагают прямую спину. В сэйдза, у мужчин между коленями должно быть расстояние в два кулака, у женщин в один кулак или колени могут быть сомкнуты. Реально, в практике боевого искусства, для различных практических действий могут использоваться и более сложные положения сидя, например: «ханка фудза» – положение с одной ногой заведенной на бедро другой и «кекка фудза» – положение, при котором ноги скрещены и ступня правой ноги лежит на бедре левой, а ступня левой ноги лежит на бедре правой. Эти положения в ката не используются, а применяются для занятий дополнительными практиками. РЭЙ-ХО - этикетВ глубоком понимании, этикет в боевых искусствах это психофизический прием, призванный подготовить необходимый умственный настрой. Это практический метод эффективного программирования самого себя для вхождения в иное состояние сознание. Без понимания этого, выполнение ритуальных действий в ката может остаться не более чем только данью традиции и пустыми движениями. Этикет ката непосредственно связан с состоянием готовности «заншин». Все ката Бушинкан дзю-дзюцу начинаются и заканчиваются установленным ритуалом. На начальном уровне, этот ритуал составляют два вида поклона: поклон в положении стоя - «рицурэй» и поклон в положении на коленях - «дзарэй». В некоторых высших ката может использоваться также поклон на одном колене. Техника Джиу-ДжитсуХОДЗЁ НО КАТА - подготовительные формыПодготовительные формы предназначены для отработки отдельных движений и развития навыков, составляющих боевую технику Школы. Основные движения, демонстрирующие главные принципы, включены в аттестационные формы. Однако тренировочный процесс только ими не ограничивается. Большинство движений, вошедших в ката, имеют несколько методов отработки. Кроме того, в тренировочном процессе, существуют разные варианты выполнения самой базовой техники. Эти варианты называются хэнко ваза. К подготовительным относятся пять начальных форм:
УКЕМИ НО КАТАОбщее понимание укеми включает целый ряд технических разделов, каждый из которых важен для освоения Бушинкан Бу Дзюцу. Начальный уровень подготовки также включает множество технических действий укеми, которые являются составной частью ката боевых приемов. Например, при выполнении котэ кансэтсу но ката (формы болевых воздействий на сустав кисти) ассистент, которому проводится прием естественно смягчает болевое воздействие, опуская центр тяжести и приседая вниз, а также немного поворачивая атакуемую конечность. Это простое движение также является частью раздела укеми. Тренируясь в укеми, следует не только освоить базовые методы самостраховки при падении, которые демонстрируются в аттестационной форме ката, но и выполнять ряд дополнительных специальных упражнений. Это различные виды простых акробатических приемов, полезные для развития координации движений. 5 методов спасения тела (укеми но гохо):
В базовой программе существуют три формы выполнения самостраховки при падении. Они включены в экзаменационную форму. СЁТОКЮ УКЕМИ: начальная аттестационная форма самостраховки при падении
ХОНКЮ УКЕМИ: аттестационная форма самостраховки при падении базового уровня
КАЙСЮКЮ УКЕМИ: форма самостраховки при падении повышенной сложности
Кроме описанных технический действий самостраховки при падении, обладатели мастерских степеней изучают также «коноха укеми» - особо сложные, требующие высокой координации формы падений. 5 принципов выполнения мягкой самостраховки (укеми-дзю но гори):
АРУКИ НО КАТАОтработка базовых форм перемещения шагами Бушинкан Бу Дзюцу Аруки но Ката предполагает использование нескольких основных методов. В начале обучения применяется передвижение с руками, расположенными на бедрах. Глаза постоянно устремлены в точку, расположенную впереди. Затем используется стандартное чудан камаэ. 5 способов перемещения шагом (аруку но гохо):
Следует обращать внимание на то, чтобы в момент выполнения поворотов руки не опускались, создавая преграду между воображаемым противником и тренирующимся. КАВАШИ НО КАТАУходы с линии атаки являются составляющей почти всех технических приемов Бу Дзюцу. После изучения и освоения базовой формы Бушинкан Бу Дзюцу Каваши но Ката, использующейся в аттестационной программе, следует перейти к более серьезным методам тренировки этого раздела. Техника полноценного ухода от атаки противника состоит из нескольких разделов. 3 типа движения (сабаки но санхо):
5 способов уклона (каваши но гохо):
Важнейшим аспектом, на который следует обратить внимание в процессе освоения каваши но ката является синхронизация движений тела, ног и, в некоторых случаях рук: «тай сабаки», «аши сабаки» и «тэ сабаки». КУЗУШИ НО КАТА (ШОДЭН)Базовая форма выведения из равновесия является необходимым вводным этапом для освоения почти всех технических действий Бушинкан дзю-дзюцу. В базовой технике используют восемь основных направлений выведения из равновесия «хаппо но кузуши». 8 методов выведения из равновесия (хаппо но кузуши):
Выполняя технику кузуши, важно сохранять прямое положение тела и следить за тем, чтобы не потерять собственный баланс в процессе движения. Кузуши производится движением всего тела, а не только руками, захватывающими локти ассистента. Синхронизация движений всего тела является важным аспектом, на который необходимо обратить внимание в процессе такой тренировки. НУКИ НО КАТАОсвобождение от захватов и обхватов входит в качестве составляющей части во множество технических действий тренировочной программы дзю-дзюцу. Периодически, следует тестировать себя, проводя захват максимально сильно, но, во время демонстрации ката, степень усилия должна быть средней. 10 способов освобождения от захвата (нуки но дзюхо):
Тренируясь в технике нуки но ката следует обращать внимание на то, чтобы после каждого приема нуки но ката, атакующий терял бы равновесие, а выполняющий освобождение постоянно сохранял бы баланс. КИХОН НО КАТА - базовые формыБазовые формы Школы необходимы для понимания основных принципов выполнения технических действий. Они представляют собой боевые приемы, являющиеся основными в рамках аттестационной программы на соответствующий уровень. Тренировочный процесс базовых форм многообразен, и включает в себя несколько основных методов. Кроме того, важным является понимание того, что большинство базовых технических элементов в процессе тренировки в виде отдельных движений может выполняться с рядом изменений основной формы, но без изменения главного принципа (хэнко вадза). Данное учебное пособие включает только ката начального уровня «шодэн», которые соответствуют технической квалификации 1-го дана (шодан). К базовым формам шодан-ги (технике первого дана) относятся. Формы бросков (наге но ката):
Формы контролей (катамэ но ката):
Для эффективного выполнения технических действий дзю-дзюцу необходимо работать всем телом и обеими руками, уходить с линии возможной атаки противника и выводить его из равновесия. НАГЕ - броскиБроски дзю-дзюцу могут быть выполнены с использованием разных принципов, или комбинируя несколько из них. 5 принципов броска (наге но гори):
В свою очередь, эти разделы могут разделяться на подразделы. Например, броски подбивом (учи) могут выполняться в трех основных вариантах:
Многие технические действия наге ваза могут быть применены в различных вариантах и входят во все указанные разделы. Например, бросок через плечо (сеой наге) может выполняться:
На продвинутом уровне, броски, выполняемые за счет подбива и загружения, практически исчезают из программы. Они трансформируются в айки наге, т.е. приемы, использующие принцип использования потока энергии противника. К броскам этого уровня относятся в основном кузуши наге и некоторые виды таоши. АШИ НАГЕ НО КАТАФорма бросков ногами первого уровня (аши наге но ката шодан):
Форма бросков ногами второго уровня (аши наге но ката нидан):
Вторая форма опрокидывания с помощью ног изучается на более высоком уровне. Она представляет собой методы зацепа ногой, при которых сам бросок осуществляется не выбиванием ногой, а толчком руками. Зацеп не позволяет противнику отступить и восстановить равновесие. АШИ БАРАЙ НО КАТАЭта форма, единственная в начальной программе, предполагает динамическое выполнение приемов. Ступня выполняет подбивающее движение, а руки выводят из равновесия. В аши барай но ката последовательность приемов определена направлением движения противника и динамикой проведения приема. Большая часть техник представляет собой подсечки и один прием является переворотом. Форма подсечек (аши барай но ката):
КОШИ НАГЕ НО КАТАБроски с использованием бедра часто выполняются в спортивных соревнованиях и с успехом могут использоваться в реальной ситуации. В тренировках следует применять как статическую базовую форму, так и динамическую форму выполнения приемов с рывком или толчком. Форма бросков бедром первого уровня (коши наге но ката шодан):
СЕОЙ НАГЕ НО КАТАЭта форма бросков через плечо использует последовательности, похожие на предыдущие. В процессе тренировки любой техники сеой наге необходимо акцентировать внимание на том, чтобы сохранять ровной спину. Форма бросков через плечи первого уровня (сеой наге но ката шодан):
АШИ ДОРИ НО КАТАОпрокидывания захватами за ноги также рассчитаны в реальной ситуации на движение противника. Важно помнить, что руки в основной технике почти не используются для рывка за ноги, и бросок выполняется выведением из равновесия движением всего тела. Руки в данном случае исполняют роль преграды, не позволяющей противнику отойти и восстановить баланс. Опрокидывания захватом за ноги (аши дори но ката):
Все приемы этого раздела предполагают опрокидывание за счет выведения из равновесия. Отрывать захваченную ногу от поверхности можно в тот момент, когда противник уже падает и, следовательно, это не требует приложения силы. АШИ ОТОШИЭта форма опрокидывания относится к разделу самообороны «гошин-по». В ката входят три базовых метода сбивания противника на пол из положения лежа. Опрокидывания из положения лежа (аши отоши но ката):
СУТЭМИ НАГЕ НО КАТАСутэми наге это один из наиболее распространенных разделов технических действий, применяемых в спортивных состязаниях. В программе Школы Бушинкан существуют две базовые ката, приемы которых выстроены по следующим основным признакам: падение атакующего раньше падения атакуемого и падение совместно. В одном случае применяется выход в положение лежа на спине «мае сутэми ваза», а в другом случае используется падение на бок «йоко сутэми ваза». Броски с падением на бок (йоко сутэми вадза):
Последовательность приемов, выполняемых в первой ката раздела сутэми наге определена направлением броска. Во всех случаях каждая техника заканчивается в классической позиции лежа на боку с одной вытянутой и одной согнутой ногой. Это положение считается оптимальным для выполнения бросков принципа йоко сутэми ваза. Уки ваза выполняется при движении противника вперед. Особенно эффективен этот прием в момент толчка атакуемого в вашем направлении. Во многих случаях (вне ката) после броска проводится перекат на противника. Йоко отоши предполагает, что противник движется в сторону. Нога просто создает преграду поре ногой противника, что не позволяет ему восстановить равновесие и приводит к опрокидыванию. Этот прием также часто используют с переходом верхом на противника. Тани отоши выполняется с рывком за спину. Нога в этой технике производит активное выбивающее движение, что существенно увеличивает амплитуду приема. Йоко гурума, один из часто исполняемых приемов раздела каеши – контратак. Он предполагает активное движение рукой снизу и затягивание противника с использованием всего веса своего тела. Техника переворота через грудь с падением является подготовительной к последующему приему. Йоко вакарэ выполняется за счет затягивание и амплитудного (в базовой ката)движения ногой. В старом варианте йоко вакарэ применялся коротким движением, что более травмоопасно. На мастерском уровне этот бросок выполняется именно в таком виде. Йоко вакарэ часто применяется в качестве контрприема от большинства видов бросков вперед. Броски с падением на спину (мае сутэми ваза):
Tомоэ наге - вызывается движение партнера вперед. Оно может быть скрытым. Это движение считается базовым для данной формы. Вариантом (хэнко ваза) этого броска является «йоко томоэ», который часто используется в случае, когда противник двигается в широкой стойке или просто расположен боком. Суми гаеши - применяется тогда, когда противник сблизился и не позволяет завести ногу для томоэ наге. В ката, во время выполнения приема нужно перекатываться верхом на атакуемого. Тавара гаеши - выполняется тогда, когда противник стоит почти вплотную, резко сблизившись. Тогда он затягивается вниз под воздействием веса всего вашего тела. Подбивающее движение ногой в этом случае не необходимо. Хиджикоми гаеши – прием, объединяющий болевой прием с броском. Он применяется в момент, когда атакуемый упирается рукой, не позволяя сблизиться на удобную для сутэми дистанцию. Правильно выполненное кузуши и болевое воздействие на локоть с использованием всего веса тела позволяет подойти к противнику сбоку и подбить его предплечьем изнутри. Кани басами – единственный прием этого раздела, который не соответствует описанным выше принципам. Он выполняется обычно в виде контрприема против различных видов захватов ног и других технических действий. В этом броске, атакующий приземляется на ягодицы, используя подбивающее движение обеими ногами. В реальной ситуации, нога расположенная сверху может быть использована для добивания ударом пятки в голову, а нога расположенная снизу может успешно атаковать подобным ударом пах. ТЭ ГУРУМА НО КАТАФорма бросков раздела тэ гурума очень распространена в спортивных состязаниях дзю-дзюцу. Техника этого раздела предполагает выполнение подбива всем телом, а не руками, как это может казаться со стороны. В броске принимают участие сильные мышцы ног и корпуса. При правильном исполнении нагрузка на спину не является чрезмерной. Броски переворотом (тэ гурума):
Основной ошибкой встречающейся во всех техниках этого раздела является непрямое положение спины, что может привести к травме позвоночника. Особое внимание необходимо уделять избежанию излишней нагрузки на позвоночник. КАТАМЭ – КОНТРОЛИКонтроли включают в себя методы иммобилизации, воздействия на суставы, удушения и давления на болевые точки и зоны. Все они относятся к большому разделу катамэ ваза. КАНСЭТСУБолевые воздействия на суставы также делятся на собственно болевые приемы, приводящие к травме или к подчинению, а также на способы удержания «осае ваза» и способы конвоирования «идо гатамэ». Внешняя форма приемов в этих случаях похожа, за исключением того, что целью осае является полная или частичная иммобилизация противника, обычно, когда он находится в положении лежа, а целью идо гатамэ является получение возможности передвигаться с ним в нужном направлении, лишив его болевым воздействием возможности контратаковать. 5 принципов контроля конечности (кансэтсу но гохо):
Некоторые из указанных методов могут быть направлены как против сустава руки или ноги, так и против позвоночного столба. Важный пункт для всех приемов раздела болевых воздействий на суставы: с момента взятия противника на болевой контроль, он продолжается до конца, т.е. не должно быть ни одного момента, когда, во время проведения технического действия болевое воздействие проходило бы раньше, чем вы отпустили противника. В большинстве техник этого раздела уровень болевого воздействия должен непрерывно нарастать, достигая пика в финальной части приема. ЮБИ КАНСЕТСУ НО КАТАБолевые воздействия на пальцы рук являются крайне эффективной техникой, потому что используются против слабых частей тела. Тренироваться в выполнении таких приемов нужно осторожно, т.к. сложно контролировать степень воздействия и можно довольно легким усилием травмировать партнера. Болевые воздействия на пальцы рук (юби кансетсу но ката):
ХИДЖИ КАНСЕТСУ НО КАТАФормы болевых воздействий на локтевой сустав являются одними из наиболее часто применяемых болевых приемов в спортивных соревнованиях. Они также крайне эффективны в реальных ситуациях. В системе дзю-дзюцу Бушинкан, методы контролей локтевого сустава выполняются в нескольких вариантах: на начальном уровне в виде «осае ваза» - контроля и удержания, на уровне второго дана в виде «наге ваза» - броска с помощью болевого воздействия на сустав. Техника такого, продвинутого уровня рассчитана на работу с несколькими противниками, когда одним захваченным защищаются от другого нападающего. На начальном этапе проводится полноценный захват, после которого выполняется удар открытой рукой в лицо и болевое воздействие на кисть. На продвинутом уровне, встречный удар производится одновременно с попыткой захвата. На более высоком уровне ката обогащается различными дополнениями ударной техники и точечных воздействий. Болевые воздействия на локтевой сустав (хиджи кансетсу но ката):
КОТЭ КАНСЕТСУ НО КАТАБолевые воздействия на кисть являются, вероятно, одними из древнейших боевых методов дзю-дзюцу. В дзю-дзюцу этот раздел на мастерском уровне является одним из наиболее важных. Важнейшим аспектом выполнения этой формы является правильное приложение силы. Давление должны быть произведены всем корпусом, а не только руками. Болевые воздействия на кисти (котэ кансетсу но ката):
КАТА КАНСЕТСУ НО КАТАБолевые воздействия на сустав плеча обычно применяются на ближней дистанции, когда противник притянул вас к себе, сильно согнув руки в локтях. Болевые воздействия на плечи (ката кансетсу но ката):
Все техники этой ката выполняются с движением всего тела, а не за счет рук. ШИМЕ НО КАТА3 метода удушающего воздействия (шиме но сампо):
Дыхательное удушение предполагает сдавливание дыхательного горла, что приводит к потере сознания из-за недостатка кислорода. Кровяное удушение – это пережимание сонных артерий, что приводит к потере сознания из-за прекращения поступления крови в головной мозг. В случае сдавливания тела травмируются внутренние органы. Удушающие приемы сзади (шиме но ката уширо ваза):
Важнейшим аспектом выполнения всех приемов первой ката является предварительное выведение из равновесия сидящего партнера. АТЭМИ НО КАТАУдарная техника дзю-дзюцу очень разнообразна и делится на несколько основных разделов. Однако на начальном уровне важно освоить только основные методы нанесения ударов руками и ногами. Принцип «иккэн хисацу» - одним ударом наповал, заимствованный из кэн-дзюцу, полностью применим к базовым ударам дзю-дзюцу. Существует целый ряд принципов применения удара дзю-дзюцу. Каждый из них соответствует определенной цели: травмировать, вызвать определенную реакцию, отвлечь внимание и т.д. Используя принцип кен тай ичи йо – тело и оружие едины, удары могут наноситься разными частями рук и ног, а также головой и телом. 8 методов удара рукой (тэ-атэ но хаппо):
5 методов нанесения удара ногой (аши-атэ но гохо):
3 принципа нанесения удара головой (атама-атэ но сампо):
Дзю-Дзюцу также включает в себя раздел тайги – работы телом, к которому относятся различные способы нанесения ударов или толчков бедром, спиной и плечом. Все удары направлены в разные уровни, что усложняет противнику возможность эффективной защиты. Первая комбинация «иппонмэ» представляет собой прямолинейную атаку, направленную на отступающего и пытающегося разорвать дистанцию противника. Вторая комбинация «ниппонмэ» учит сближению и вхождению в ближний бой на дистанцию захвата. Третья комбинация «санбонмэ» учит ударной атаке, направленной на противника, который, блокируя, пытается зайти за спину, не разрывая при этом дистанцию. Первая форма нанесения ударов (атэми но ката иппонмэ):
Важнейшим аспектом техники является синхронизация движений ногой, телом и рукой. Это позволяет значительно увеличить силу удара, т.к. сила движения тела и руки объединяются. Также объединяется скорость движения руки и ноги. Вторая форма нанесения ударов (атэми но ката ниппонмэ):
Третья форма нанесения ударов (атэми но ката санбонмэ):
УКЭ НО КАТАМетоды блокирования ударной атаки в дзю-дзюцу также представляют множество техник. Для защиты от основных атак применяются характерные для дзю-дзюцу движения. На начальном этапе тренируются мощные движения, отбивающие атаки противника «харай укэ» и атакующие его конечности в болезненные места «кимэ укэ». На продвинутом этапе следует использовать мягкие, отводящие движения «нагаши укэ». Указанные ниже методы защиты выполняются как руками, так и ногами. 10 методов защиты (уке но дзюхо):
На начальном этапе в программу Школы включены несколько базовых элементов, которые составляют основную тренировочную и аттестационную форму. Форма блокирования ударов (уке но ката):
Движения корпуса должны быть синхронизированы с выполнением блокирующих движений. Это делает технику более мощной и эффективной. Тело в положении «ханми» - развернуто под 45 градусов по отношению в противнику. Вторая техника сото укэ выполняется с движением тела назад в фудо дачи. При этом вес тела равномерно расположен на обеих ногах. Тело развернуто боком в положение «омми». Третья техника – гедан барай выполняется на начальном этапе кулаком, т.к. положение с открытой ладонью может быть травмоопасным при мощной атаке ногой. Тело развернуто в положение «ханми», т.е. полубоком к противнику. Четвертый прием, сото гедан барай выполняется с возвратом в положение фудо дачи с акцентированным движением корпуса. Тело развернуто боком в положение «омми». Последняя техника каке укэ выполняется с движением всего тела изнутри наружу раскрытой рукой. Тело разворачивается фронтально и принимает положение «зэмми». КО-БО НО КАТА (ФОРМА АТАКИ И ЗАЩИТЫ)На начальном этапе, для парной работы представлена только первая атакующая комбинация. Для блокирования используются изученные технические действия. В них происходит некоторое объединение приемов и вводится техника «йоко дзюдзи укэ», представляющая собой крестообразный блок. Этот блок происходит из объединения техник «гедан барай» и «сото укэ». При выполнении «ко-бо но ката» последовательность приемов укэ вадза следующая: при атаке из левосторонней позиции, с шагом назад выполняется миги ува укэ в дзэнкуцу дачи, затем, той же рукой со смещением тела назад миги сото укэ, потом с шагом назад и со сменой стойки проводится сото гедан барай. От высокого удара ногой уходят по направлению удара с хидари йоко дзюдзи укэ и, завершающий удар блокируют миги каке укэ, выводя партнера из равновесия и смещаясь в сторону и немного за спину противнику. КЭЙКО РАНДОРИ - учебные схваткиСуществует множество видов «рандори», которые используются на разных этапах тренировочного процесса. В основном, эти виды спарринга делятся на заранее запрограммированные и на свободные. Кроме того, они могут быть групповыми и включать в себя использование различных видое оружия. Тренировочные поединки могут проводиться в защитном снаряжении или без него. В общем, классифицировать тренировочные виды рандори можно следующим образом:
Также, ряд направлений включает ШИАЙ КУМИТЭ – состязательные схватки. В итоге, все тренировочные методы спарринга ведут к возможности применять технику в ДЗИССЭН – реальном поединке. Каждый из вышеуказанных видов тренировки в свою очередь подразделяется на несколько основных видов. КЭЙКО ЯКУСОКУ КУМИТЭТренировочные запрограммированные схватки являются важной частью общего процесса тренировок и вводятся в программу уже на ученическом уровне. Эти виды спарринга включают в себя несколько основных методов тренировки. ЯКУСОКУ КИХОН КУМИТЭ - условный поединок с использованием классической техники и заранее определенным моментом атаки. ЯКУСОКУ РАНДОРИ - условный поединок со свободной контратакой и с атакой, проведенной в произвольный момент времени. В обоих случаях, форма атаки определена заранее. В кихон кумитэ, форма контратаки строго определена, в якусоку рандори, можно контратаковать произвольно. КЭЙКО ДЗИУ РАНДОРИТренировочные свободные (или полусвободные поединки) вводятся в программу обучения тогда, когда начальный уровень освоения базовой техники уже достигнут. Этот метод тренировки развивает комбинанационное мышление, чувство дистанции, боевой дух и многие иные важные качества. Т.к. речь идет о тренировочных методах, на применение технических приемов накладывают ряд ограничений. Для их максимального уменьшения можно использовать различные ограничения на приложение силы в ударах и приемах или использовать защитное снаряжение. ХАНГО РАНДОРИ – поединок вполсилы (с ограниченым контактом). В этом виде тренировочного свободного спарринга разрешена большая часть техники, однако метод её применения ялвяется не силовым. Этот вид схватки позволяет отрабатывать в свободных условиях большое количество технических действий и страхует партнеров от серьезных повреждений, при этом, оставаясь вполне серьезным и опасным. БОГУ РАНДОРИ – поединок в защитном снаряжении. Этот вид поединка усложняет возможность проведения некоторых технических действий, связанных с захватами, но позволяет мощьно и сильно выполнять ударную технику. КЭЙКО ФУТАРИ РАНДОРИВ этот раздел входят различные виды тренировочной групповой схватки. Обычно, техника и методы тренировки такого рода вводятся по достижении хорошего технического уровня. НИНИН (САННИН) РАНДОРИ - тренировочная схватка с двумя или тремя противниками. Как правило, этот метод довольно условный. Он вырабатывает важные качества, необходимые для реального поединка. Часто, в подобных тренировках заранее определены действия атакующих и свободна форма контратаки. В ряде случаев атакующие работают в свободной манере, но однотипно, т.е. выполняют задание (захватить, опрокинуть, удержать и прочее). Можно также заранее определить форму контратаки, например, дав задание выполнять против атакующих технику одного конкретного ката. ГУМИ РАНДОРИ – это схватка между группами. Подобный тренировочный метод, скорее тактического, чем технического характера. Он важен для сотрудников охранных служб, военных и сотрудников подразделений специального назначения. В тренировочном процессе используется по достижении хорошего технического уровня. Предварительно, ученики должны быть ознакомлены с техникой взаимопомощи и приемами специального раздела группового боя. КЭЙКО КУМИБУКИТренировочные поединки с использованием оружия – это важная часть любого вида боевого искусства. Он включает в себя несколько разделов: БУКИ ДОРИ – схватка безоружного против вооруженного. Этот метод тренировки включен в программу еще до достижения мастерского уровня, и в виде рандори представляет собой форму свободного или полусвободного спарринга, развивающего качества, необходимые для освоения обезоруживания. При этом, форма атаки и контратаки может быть запланированной или абсолютно произвольной, по заданию преподавателя. БУКИ ВАДЗА – методы использования оружия. Этот вид рандори предполагает использование оружия от оружия и использование оружия против безоружного (например, после того, как участник завладел оружием противника). ШИАЙ КУМИТЭСоревновательные схватки могут выполняться по различным правилам с большей или меньшей свободной действий участников. Бушинкан использует три основных вида безоружного спортивного поединка: ДЗЮ-ХО РАНДОРИ – свободная борьба без использования ударов, ИРИГУМИ-ДЗЮ и ИРИГУМИ-ГО – полноконтактные поединки с возможностью применять удары, броски, болевые и удушающие приемы с большим или меньшим количеством ограничений. КИХОН-ИДО НО КАТАДинамическая тренировка приемов дзю-дзюцу может выполняться в нескольких вариантах: без активных действий партнера или с ними.
Эти методы тренинга предназначены для отработки практически всех приемов, входящих в ката и выполняющихся в стойке. Ряд технических действий можно выполнять в позиции на коленях или лежа. Разумеется, некоторые технические действия следует применять только при движении вперед или назад. ИРИМИ ВАДЗАДля того, чтобы эффективно применять приемы дзю-дзюцу в реальной схватке нужно освоить методы входа «ирими ваза». Эта техника не входит в аттестационные формы кихон ката, но является важным аспектом тренировочного процесса. Входы для выполнения технических действий можно условно классифицировать на приемы, выполняемые с движением вперед и на приемы, выполняемые с движением назад. Движение вперед «мае вадза» включает:
Ойкоми – прямолинейный вход с шагом вперед. Эта техника наиболее ярко представлена в базовых аттестационных бросковых формах Бушинкан дзю-дзюцу. Она является начальной для большинства технических действий. Прием может быть проведен, как с поворотом, так и без него. Маварикоми – амплитудный вход с поворотом тела. Эта техника предполагает амплитудный шаг расположенной сзади ногой. При этом тело поворачивается примерно на 180 градусов (в зависимости от необходимости, используются различные углы поворота). В ряде случаев, для маварикоми проводят подготовительный шаг левой ногой, при котором, несмотря на опасность позиции, возможно даже скрещивание. Часто эту технику используют при входе сбоку. Маварикоми часто выполняется в таких бросковых техниках, как «тай отоши», «сеой наге» и «харай гоши». В технике болевых приемов, этот метод проявлен в «ваки гатамэ». Это хороший метод выполнения атакующих приемов. Движение назад «уширо ваза» включает:
Представленные выше методы входа имеют ряд разновидностей. Одним из популярных способов отработки является тобикоми – вход прыжком с большой дистанции. Этот прием условно можно назвать подвидом описанного ранее метода «ойкоми». Техника такого рода наиболее ярко представлена при отработке «сеой наге», но также успешно применяется для освоения других атакующих технических приемов дзю-дзюцу. Дополнительным упражнением, полезным для отработки отдельных технических действий базовых ката, является «нидан бики» – атака, выполняемая в две стадиями. Особенно эффективен этот метод для тренировки некоторых приемов из раздела аши барай. Первая атака - шаг выполняется для создания удобной дистанции, а второе движение, включающее в себя подтягивание другой ноги, уже представляет собой сам прием высекания.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ
РЭНДЗОКУ ВАДЗА - методы комбинирования3 метода комбинирования (рэнзоку но сампо):
РЭНЗОКУ ШОДЭНПервым методом комбинирования технических действий Бушинкан Бу Дзюцу является выполнение цельного приема, состоящего из отдельных движений различных разделов. Например, выполнение блока из раздела уки ваза сменяется нанесением удара из раздела атэми ваза, затем переходит в опрокидывание или бросок из наге ваза и завершается болевым контролем из кансетсу ваза. Эта схема предполагает совершенное владение каждым конкретным техническим действием. Следующим, более сложным вариантом создания комбинации является объединение финта (имитации попытки проведения приема) с реально проводимым техническим действием. Эта техника также считается начальной и относится к разделу шодэн. В качестве примера можно привести стандартную комбинацию, состоящую из имитации захвата ног, при которой противник наклоняется для защиты от опрокидывания, а атакующий в этот момент выпрямляется и, пользуясь более высокой позицией, захватывает шею противника подмышку и проводит болевое воздействие на шею. РЭНЗОКУ ЧУДЭНКомбинирование на среднем уровне предполагает владение принципом присоединения к движению противника. Приемы выполняются с учетом того, что противник реагирует на применяемое вами действие и сопротивляется, не давая возможности провести его до конца. В зависимости от его реакции выбирается наиболее оптимальная форма последующего технического приема. Для освоения этого раздела следует проводить тренировки не только в статическом, но и в динамическом режиме. РЭНЗОКУ ОКУДЭНКомбинирование на уровне окудэн это развитие возможности программировать движения противника, предугадывая его возможную реакцию на проводимые вами действия. В этом разделе, сознательно выполненное вами какое-либо техническое действие атаки или контратаки привлекает к себе внимание противника, что создаёт возможность для другой атаки, незащищенное место, позволяющее вам нанести удар или провести прием. На высоком уровне овладения этим искусством, необходимость в имитации каких либо приемов для вызова запланированной реакции у противника отпадает. Любое движение мастера, будь это наклон головы, смена позиции или просто взгляд, приводит к нужной ситуации и выстраивает поединок по желаемому для него сценарию. КАЕШИ ВАДЗА - СПОСОБЫ КОНТРАТАКИСуществует несколько основных принципов, по которым строится контратакующая тактика. Их применение зависит от уровня последователя боевого искусства. 3 метода контратаки (каеши но сампо):
Контратакующие действия предполагают овладение искусством остановки атаки и искусством ее трансформации, т.е. видоизменения. В Бушинкан Дзю-Дзюцу этот раздел считается очень важным и осваивается на мастерском уровне. Согласно базовой программе Бушинкан Дзю-Дзюцу, существуют пять основных методов противодействия атаке противника, которые соответствуют метафизической схеме пяти первостихий. Глубокое понимание связи метафизических концепций и реализация их в реальном физическом мире является важным аспектом освоения полного объема знаний Школы, однако, на начальном мастерском техническом уровне также возможно изучение следующих принципов и методов, а также различных практик внутреннего содержания, которые описаны в других методических пособиях. 5 видов и принципов контрдействий (каеши но гохо):
|
|
Аттестация Джиу-Джитсу
ДЗЮКЮ (10-й кю, белый пояс)ХОДЗЁ ДЗЮЦУУКЕМИ НО КАТА (ДАЙ ИЧИ) (СЁТОКЮ УКЕМИ: начальная аттестационная форма самостраховки при падении):
КАМАЭ НО КАТА (Стойки)
АРУКУ НО КАТА (Перемещения шагом):
АТЭМИ ДЗЮЦУАТЭМИ НО КАТА ИППОН МЭ (Первая форма нанесения ударов):
КУКЮ (9-й кю)ХОДЗЕ ДЗЮЦУКАВАШИ НО КАТА (способы уклонов):
АТЭМИ ДЗЮЦУАТЭМИ НО КАТА НИППОН МЭ (вторая форма нанесения ударов):
УКЕ НО КАТА (форма блокировки ударов):
ХАЧИКЮ (8-й кю)ХОДЗЕ ДЗЮЦУНУКИ НО КАТА (МАЕ ВАЗА) (освобождение от захватов спреди):
НУКИ НО КАТА (УШИРО ВАЗА) (освобождение от захватов сзади):
АТЭМИ ДЗЮЦУАТЭМИ НО КАТА САНБОН МЭ (третья форма нанесения ударов):
НАНАКЮ (7-й кю)ХОДЗЁ ДЗЮЦУКУЗУШИ НО КАТА (Выведение из равновесия):
ТАЧИ АГАРУ НО КАТА (Выходы в стойку):
ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗААШИ НАГЕ НО КАТА (Подножки):
ЮБИ КАНСЕТСУ НО КАТА (Болевые на пальцы):
ОШИ УКЕ НО КАТА (блоки с входом в противника):
РОКУКЮ (6-й кю)ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗАКОШИ НАГЕ НО КАТА ШОДАН (Форма бросков через бедро первого уровня):
ХИДЖИ КАНСЕТСУ НО КАТА (ОСАЕ ВАЗА) (Болевые на локти)
СУВАРИ ВАДЗАШИМЕ НО КАТА ШОДАН (УШИРО ВАЗА) (Удушающие приемы сзади):
АТЭМИ ВАДЗААТЭМИ НО КАТА:
УКЕ ВАДЗАЦУКАМИ УКЕ НО КАТА ():
ГОКЮ (5-й кю, желтый пояс)ХОДЗЁ ДЗЮЦУУКЕМИ НО КАТА (ДАЙ НИ) (Страховки):
ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗАСЕОЙ НАГЕ НО КАТА ШОДАН (Броски через плечи первого уровня):
КОТЭ КАНСЕТСУ НО КАТА (ОСАЕ ВАДЗА) (Болевые воздействия на кисти):
НЭ ВАДЗАУДЭ КАНСЕТСУ НО КАТА (УДЭ ХИШИГИ ВАДЗА) (Болевые на локти в партере):
ЙОНКЮ (4-й кю, оранжевый пояс)ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗААШИ ДОРИ НО КАТА (Опрокидывания захватом за ноги):
СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА (ЙОКО СУТЭМИ ВАДЗА) (Броски с падением на бок):
НЭ ВАДЗАШИМЕ НО КАТА ШОДАН (МАЕ ВАДЗА) (Удушающие приемы спереди):
АШИ ГАКЕ НО КАТА (Подцепы):
АТЭМИ ВАДЗААТЭМИ НО КАТА:
САНКЮ (3-й кю, зеленый пояс)ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗААШИ БАРАЙ НО КАТА (Подсечки):
СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА (МАЕ СУТЭМИ ВАЗА) (Броски с падением на спину ):
КАТА КАНСЕТСУ НО КАТА (ОСАЕ ВАЗА) (Болевые на плечи):
АТЭМИ ВАДЗААТЭМИ НО КАТА:
УКЕ ВАДЗАСАСАЭ УКЕ НО КАТА (Блоки подставкой):
НИКЮ (2-й кю, синий пояс)ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗАТЭ ГУРУМА НО КАТА (Броски переворотом):
ХАНДАЧИ ВАДЗААШИ ОТОШИ НО КАТА (Опрокидывания атакой ног из позиции лежа):
НЭ ВАДЗАУДЭ КАНСЕТСУ НО КАТА (УДЭ ГАРАМИ) (Болевые на голеностоп):
ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОЙО ВАДЗА: КИХОН БУКИ ДОРИТАНБО ДОРИ (защита от ударов палкой):
АТЭМИ ВАДЗААТЭМИ НО КАТА:
УКЕ ВАДЗАИРИМИ УКЕ НО КАТА ():
ИККЮ (1-й кю, коричневый пояс)ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОЙО ВАДЗА: КИХОН БУКИ ДОРИТАНТО ДОРИ (ТАНТО НО КИКЕН) (Защита от угрозы ножом):
ТАНТО ДОРИ (Защита от нападения ножом):
НЭ ВАДЗАСОКУ КАНСЕТСУ НО КАТА (Входы в противника от ударов):
ДАНХО (черно-белый пояс)ДЗЮМБИ ВАДЗАУКЕМИ НО КАТА:
ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗАСУТЭМИ НАГЕ НО КАТА (БАСАМИ ВАДЗА):
ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОЙО ВАДЗА: КИХОН БУКИ ДОРИТАНТО ДОРИ:
ТАНБО ДОРИ:
ШОДАН (1-й Дан, черный пояс)ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАХАНДАЧИ ВАДЗАОСАЕ НО КАТА ШОДАН:
БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ ШОДЭН КАТАОКУ НО КАТА ШОДАН (ОСАЕ ВАЗА):
НИДАН (2-й Дан)ДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗАКОШИ НАГЕ НО КАТА НИДАН:
СЕОЙ НАГЕ НО КАТА НИДАН:
КОТЭ КАНСЕТСУ НО КАТА (НАГЕ ВАЗА):
ХИДЖИ КАНСЕТСУ НО КАТА (НАГЕ ВАЗА):
КАТА КАНСЕТСУ НО КАТА (НАГЕ ВАЗА):
КУБИ КАНСЕТСУ НО КАТА:
ШИМЕ НО КАТА НИДАН:
ХАНДАЧИ ВАДЗААШИ КАНСЕТСУ НО КАТА:
НЭ ВАДЗАКЕСА КАНСЕТСУ НО КАТА:
УДЭ ДЗЮДЗИ НО КАТА:
УДЭ ХИШИГИ ХИДЖИ ГАТАМЭ НО КАТА:
АШИ ОРИ НО КАТА:
ШИМЕ НО КАТА:
ХАНДАЧИ ВАДЗАОСАЕ НО КАТА НИДАН:
ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОЙО ВАДЗА: КИХОН БУКИ ДОРИКЕНДЗЮ ДОРИ:
БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ ЧУДЭН КАТАОКУ НО КАТА НИДАН (НАГЕ ВАДЗА):
САНДАН (3-й Дан)ХОДЗЁ ДЗЮЦУКУЗУШИ НО КАТА ЧУДЭНДЗЮ-ДЗЮЦУ КИХОН НО КАТАТАЧИ ВАДЗАКОТЭ КАНСЕТСУ НО КАТА САНДАН:
ЮБИ КАНСЕТСУ НО КАТА САНДАН:
НЭ ВАДЗАШИМЕ НО КАТА САНДАН:
КЮШО ДЗИМЭ НО КАТА:
ТАЙХО ДЗЮЦУИДО ГАТАМЭ НО КАТА:
БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ ЧУДЭН КАТАОКУ НО КАТА САНДАН (КАЕШИ ВАДЗА):
ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОЙО ВАДЗА: КИХОН БУКИ ДОРИТАНТО КИРИ:
КЕНДЗЮ ДОРИ:
|
|