Обучение Джиу-Джитсу
Начальный этап
- Ходзе но Ката – подготовительные, вводные формы;
- Кихон но Ката – основные, базовые формы технических приемов, включая:
- Кихон-идо но Ката – динамическое выполнение базовых форм (подразделение Кихон но Ката)
Начальный этап изучения Бушинкан дзю-дзюцу делится на основной и специально-подготовительный разделы.
5 подготовительных технических разделов (гохо но ходзё ваза)
- Движение ног (аши сабаки)
- Уходы и уклоны (каваши)
- Спасение тела (укеми)
- Выведение из равновесия (кузуши)
- Методы освобождения от захватов (нуки ваза)
5 основных технических разделов (гохо но кихон ваза)
- Удары (атэми)
- Опрокидывания и броски (наге)
- Контроли воздействием на суставы (кансетсу)
- Контроли удушающим воздействием (шиме)
- Контроли точечным воздействием на мягкие ткани (дзэмэ)
Дополнительно к основным формам на начальном этапе изучаются методы «входа» в приём «ирими ваза».
Продвинутый этап
После достижения соответствующего технического уровня, последователь Школы допускается к изучению продвинутых сложных форм.
Этим этапом изучения является отработка различных вариантов выполнения базовой техники, освоение искусства тактического входа, методов комбинирования и контрприемов, а также овладение умением выполнять изученные приемы в качестве самообороны или нападения.
- Кихон оку но ката – сложные технические действия, базирующиеся на начальных приемах;
- Хэнко ваза – различные варианты выполнения основной техники;
- Рэндзоку ваза – методы комбинирования изученных приемов;
- Каеши ваза – методы проведения контрприемов (относятся к кихон или кихон оку);
- Оё ваза – методы реального применения (приемы самообороны и нападения);
- Сэн-дзюцу – тактические приемы, включая ирими (входы).
На этом уровне, в программу, кроме основных разделов включается дополнительный – методы противодействия захватам «ваза кудаки». Он входит составной частью в каеши (технику контрприемов), хотя его приемы, как отдельные элементы изучаются раньше.
Предназначение ката
- Развитие хорошей технической базы.
- Развитие понимания основополагающих принципов.
- Обеспечение возможности занятий для всех желающих.
- Обеспечение гармоничного развития тела и развитие контроля сознания.
- Развитие духа взаимодействия и взаимного уважения.
Подход к тренировке ката
Правильный подход к тренировочному процессу является необходимой базой для постоянного прогресса. Это требует соблюдения ряда условий:
- Изучать технические приемы следует постепенно, выполняя их сначала на небольшой скорости. Важно стараться полностью сохранять классическую форму для каждой техники и следовать всем рекомендациям инструктора. Скорость нужно увеличивать не спеша. При этом необходимо следить за правильностью выполнения каждого конкретного элемента приема.
- Не следует сопротивляться выполнению приема без соответствующей команды инструктора. Для облегчения понимания техники, на начальном этапе, в некоторых, специально оговариваемых инструктором случаях, следует помогать партнеру в ее выполнении. Возможность сопротивления приему, который заранее известен, не является доказательством его непрактичности. Выполняемый в реальной ситуации прием должен быть неожиданным для противника. Сопротивление, необходимое для того чтобы сделать выполнение техники более реалистичным должно вводиться в тренировочный процесс только после того, как общий принцип и форма усвоены.
- Ни в коем случае нельзя пытаться выполнить прием за счет физической силы. Нужно постараться найти техническую ошибку и исправить ее. Правильно проведенный прием не предполагает приложения значительных физических усилий. Привычка выполнять технику за счет силы вызывает неверный стереотип движений, что в итоге приводит к невозможности реализации ряда основных принципов дзю-дзюцу.
СЮ-ХА-РИ: этапы развития
Условно, этапы развития технического мастерства и адаптации техники боевого искусства разделяются на три ступени:
- Первая ступень, «СЮ» - предполагает нахождение на начальном уровне изучения технических приемов. На ней, исполнитель полностью имитирует действия, показанные преподавателем без каких либо изменений или дополнений.
- Вторая ступень: «ХА» предполагает наличие некого личного опыта и допускает свободу реализации на основе совершенного владения базовой формой. В этом случае, исполнитель выполняет установленную форму, включая в нее различные дополнения в тренировочном процессе.
- Третья ступень: «РИ» это реализация собственной оптимальной формы базовой техники, т.е. полноценная адаптация техники соответственно своим приоритетам и физическим характеристикам. По сути, техника остается той же, но, отходя от формы, исполнитель обретает естественность при ее выполнении – «шидзэн но ката». Это и объясняет возможное изменение амплитуды движений, которое обычно присутствует в процессе личностного роста адепта боевого искусства.
Режимы выполнения ката
В боевом искусстве обычно различают три категории выполнения ката:
- «боевая форма» - оё-гата;
- «форма, демонстрирующая принципы» - рихо-гата и «форма;
- развивающая энергию и мощь» - танрэн-гата.
Эстетика ката
Ката дзю-дзюцу, как и других искусств Японии явно показывают стремление к совершенству. Это проявляется в целесообразности движений, отсутствию лишних, вычурных действий, проявлении особой изящности «сибуми». Сам термин «ката» в боевом искусстве, правильно переводится, как совершенная форма выполнения боевых технических действий. Поэтому, кроме боевой реализации, ката боевого искусства должна приносить и эстетическое удовольствие совершенным исполнением, как для самих исполнителей, вовлеченных в действие, так и для сторонних наблюдателей.
КИ - энергия
Любое движение боевого искусства возможно при соответствующем наполнении его энергией. Основные концепции этого явно реализованы во всех технических действиях Школы Бушинкан. Для правильного и максимально эффективного выполнения боевого приема и вообще любого действия следует соблюдать пять аспектов.
5 аспектов направления энергии (кирю но гойосо):
- Направление взгляда (мэ цукэ).
- Направление центра (чусэн цукэ).
- Направление рук (тэсэн цукэ).
- Направление сознания (чисэн цукэ).
- Дыхание (кокью рёку).
Когда пять указанных аспектов единонаправлены, ваше движение будет сильным и эффективным. В случае, когда руки движутся в одном направлении, тело в другом и глаза смотрят в третьем, разложение силы может свести ваши усилия к нулю.
КИАЙ – энергетическое наполнение
Традиционное понятие «киай» определяет энергетическую наполненность человека. Ощущение этого наполнения должно присутствовать постоянно, в процессе демонстрации и регулярной практики ката и любой другой техники.
Для совершенного киай в ката, требуется прекрасная координация движений и уверенность обоих партнеров. Это в свою очередь приводит адептов к состоянию непоколебимого духа «фудошин».
Киай требует полноценного единства сознания и тела, что развивается путем правильной тренировки ката и рандори.
С концепцией киай неразрывно связан термин «сакки» – наблюдение за Ки. Это умение появляется у мастера тогда, когда его киай совершенен и начинает работать «синган» - око сознания. Считается, что в этом случае он может заранее почувствовать опасность и предпринять меры для её предотвращения.
ФУДОШИН – непоколебимый дух
Понятие «непоколебимый дух» выражает свободу разума мастера. Суть этого понятия в том, что подготовленное специальным тренингом сознание не должно отвлекаться ни на какие мысли или события, и быть пустотным «мусин». Его реализация позволяет быть всегда готовым к любым неожиданностям.
В ката, фудошин выражается, в том числе в принятии реальности техники и выполнении ее со всей серьезностью.
ЗАНШИН
Одним из аспектов фудошин является «заншин» - постоянное сохранение внимания и состояния готовности. В ката, как и в жизни, даже после успешного проведения технического действия, исполнителю необходимо всегда быть готовым к очередной атаке. Эта готовность внешне проявляется в завершающей позиции, которая позволяет мгновенно среагировать на любое продолжение атаки.
Заншин – это состояние предельной психической мобилизации. Оно должно оканчиваться немного после завершения последнего движения боевого приема. Также, заншин должен проявляться во время пауз, которые могут возникнуть в процессе исполнения технических действий. Например, в процессе перехода в состояние готовности после окончания приема.
ХАРАГЭЙ
Сверхчувствительность к мыслям и чувствам других, часто называется «харагэй». В японской истории есть много описаний проявления харагэй. Дословно, этот термин переводится, как «искусство живота». Это обусловлено тем, что, с точки зрения японской традиции, живот (хара) является вместилищем души. Харагэй – это особое чувство, вырабатываемое в процессе правильных занятий. Считается, что харагэй позволяет почувствовать опасность еще до её проявления, что позволяет эффективно контратаковать противника ещё до момента начала его атаки. Сохранение пустого сознания «мусин» является важным шагом к овладению этим искусством.
КОКЬЮ-ХО - дыхание
Дыхание в процессе выполнения технических действий дзю-дзюцу должно быть в основном диафрагмальным. В некоторых частях тренировочного процесса оно должно быть по возможности медленным и глубоким. В другие моменты - быстрым, довольно поверхностным и резким. В процессе и после выполнения ката, дыхание не должно сбиваться. Правильное дыхание является главным механизмом сопротивляемости организма утомлению. От постановки дыхания зависит возможность вести поединок в течение длительного времени или проводить его после существенных физических усилий, например, после бега (что может быть важным для сотрудников различных армейских подразделений специального назначения).
Ритм выполнения движений должен допускать возможность контролировать дыхание. Все технические действия выполняются с выдохом. Вдох проводится через нос. Выдох проводится непрерывно или по частям, в зависимости от технических действий. Часть воздуха должна постоянно оставаться в легких, сохраняя энергию для следующего движения. Однако при решающем действии (как правило, окончание технического приема) возможен сильный выдох с исполненным энергией громким звуком. В процессе выполнения ката рекомендуется следующий вид дыхания: вдох, короткий скрытый выдох 30-40 процентов воздуха и работа с постоянным сохранением 60-70 процентов воздуха. Это позволяет скрыть момент вдоха и выдоха, сделав дыхание почти незаметным.
СУКИ - слабость защиты
Выбор момента атаки является одним из важнейших составляющих любого боевого искусства. Его определение тесно связано с умением определить слабое место в защите противника. И, соответственно, собственная защита, связана с умением не создавать таких слабых мест в личной обороне.
Нахождение слабого места в защите напрямую связано с овладением правильным дыхания, принятием правильной позиции, освоением правильной техники и пониманием концепции кё-дзицу.
Слабость защиты называется в японских боевых искусствах термином «суки». Эта слабость проявляется на трех уровнях: сознательном, позиционном и техническом.
КОКОРО НО СУКИ
Слабость в сознании это короткий момент потери концентрации и бдительности, слабая сосредоточенность. Для того чтобы подобнее состояние не возникало, следует тренироваться постоянно, как на занятиях по боевому искусству, так и в повседневной жизни, контролируя окружающих и сохраняя готовность отреагировать на любое изменение ситуации.
КАМАЭ НО СУКИ
Слабость позиции выражается неверным положением тела. Суть правильной позиции заключена в естественном положении тела, при котором не вызывается лишнего напряжения мускулов, позиция устойчива и при этом позволяет проявить текучесть. При этом выбранная форма камаэ не имеет значения, т.к. у мастера, даже положение с естественно опущенными руками «шидзэнтай» может не иметь слабости.
ВАДЗА НО СУКИ
Слабость техники это неверное исполнение технических действий боевого искусства. Правильная боевая техника, выполненная в соответствии с определенными принципами, почти не имеет слабости.
Для того чтобы слабость не проявилась до начала непосредственного выполнения приема, нужно отсечь все лишние движения. Прием должен начаться сразу, без предварительной изготовки, которая может позволить противнику определить момент начала атаки. Если, по ряду причин такие действия необходимы, их амплитуду необходимо максимально уменьшить, так, чтобы сделать предварительные движения практически невидимыми.
ХЁШИ - ритм
Ритмический рисунок ката во многом зависит от физических возможностей исполнителей. Применение приемов ката дзю-дзюцу предполагает взаимодействие с партнером. Соответственно, в ритме и скорости исполнения ката играют роль данные, как ТОРИ, так и УКЭ.
В ката, наиболее длинной является пауза, возникающая после завершения последнего действия ката перед возвращением в положение готовности. В это время можно совершить несколько медленных дыхательных циклов.
Также большей, чем просто пауза между техническими действиями, может быть пауза, возникающая после выполнения киай – технического действия с высокими энергозатратами.
РЁКУ - сила
Каждый прием боевого искусства должен обладать разрушительной мощью «и рёку». Однако одна абсолютная физическая сила не позволяет добиться подобного. Для того чтобы техническое действие было проведено эффективно, оно, как правило, должно быть выполнено во взрывной манере. Такая взрывная сила называется «сюмпацу рёку» и одним из важнейших ее аспектов является высокая скорость. Для того чтобы создать такой взрыв, необходимо умение предварительно хорошо расслабиться, т.к. именно благодаря расслаблению можно увеличить скорость движений. В реальной схватке взрывная сила важна и для броска, и для удара и для выполнения болевого приема.
Эффективность боевой техники дзю-дзюцу напрямую зависит от умения правильно приложить силу тела против слабых частей тела противника или против всего противника, выведенного из равновесия.
Умение прикладывать усилие всего тела в одной точке и концентрация силы определяется термином «сючу рёку».
МЭЦУКЭ - взгляд
Методы наблюдения в японских боевых искусствах называют общим термином «кансоку-дзюцу». В этот раздел входит техника различных видов взгляда «мэцукэ». Правильный взгляд позволяет вовремя отреагировать на противника, и мгновенно оценить ситуацию, что позволяет занять выгодную позицию по отношению к противникам. В боевом искусстве используют несколько видов взгляда, два из которых очень важны для выполнения базовых ката.
В боевом искусстве существует ряд упражнений, направленных на развитие зрения. Эти практики относятся к передаче более высокого уровня и передаются в виде «кудэн» - устных наставлений личным ученикам.
ТОЯМА-НО МЭЦУКЭ
В ряде моментов ката нужно использовать технику взгляда на далекую гору «тояма-но мэцукэ». Это взгляд, направленный на противника, так, чтобы при этом не концентрировать свое внимание на конкретной части его тела. Глаза следует немного сузить. По рекомендации великого мастера фехтования Миямото Мусаши следует «не морща лба, сдвинуть брови так, чтобы образовалась складка в межбровье».
СЭЙГАН-НО МЭЦУКЭ
Сэйган-но мэцукэ – это взгляд, направленный в глаза противника. Эта техника используется во множестве традиционных школ боевого искусства и стоит на грани собственно зрения «кэн-но мэцукэ» и внутреннего восприятия «кан-но мэцукэ», т.к. по мнению некоторых мастеров, позволяет читать намерения противника и оказывать на него прямое давление, возможно, даже программируя его на какие-либо действия. Технически, сэйган-но мэцукэ это тяжелый, почти немигающий взгляд в глаза. По движению глаз противника мастер может прочитать изменения в его психологическом состоянии.
ФУТАЦУ-НО МЭЦУКЭ
Дословно, этот термин переводится, как «использование двух взглядов» или как «не застывший, двигающийся взгляд», в зависимости от написания. Похожий метод взгляда применяется в актерском искусстве театра «Но» и может быть использован в рандори. Он предполагает использование коротких взглядов, постоянно меняя их направление и не фиксируясь на одной точке. Техника этого взгляда маскирует намерения и вводит противника в заблуждение относительно направления истинной атаки. Этот вариант используется в качестве тактического приема в определенных ситуациях.
МААЙ - дистанция
Нужно понимать разницу между дистанцией оптимальной защиты «богё-но маай» и оптимального нападения «когеки-но маай». В зависимости от роста и наличия оружия разной длины, дистанция, удобная для схватки у атакующего и защищающегося различна. Разумеется, у каждого человека она собственная, соответствующая его личным физическим и психологическим характеристикам.
Также существует дистанция, определяющая психологическое состояние «кокоро-но маай» воина и являющаяся комфортной именно для него, независимо от его реальной физической возможности эффективно атаковать или защищаться с нее.
Гармоничной дистанцией нужно считать такое расстояние до противника, при котором физические и психологические возможности могут реализовываться оптимально, т.е, ту дистанцию, с которой можно атаковать или защищаться без промедления и на которой внутреннее ощущение не является дискомфортным и тормозящим.
Длинная дистанция «тома» - такое расстояние, с которого для успешной атаки следует провести шаг для сближения с противником. Эта дистанция также используется при атаке с оружием, когда поражающее расстояние увеличивается за счет его длины.
Средняя дистанция или дистанция удара «учима» - расстояние, на котором можно свободно наносить удары и проводить захваты на расстоянии вытянутой руки. Эта дистанция позволяет легко маневрировать, отходя или сближаясь с противником.
Ближняя дистанция «чикама» - расстояние близко к противнику, при котором захват проводится с полусогнутыми руками. Частным случаем этого вида является «фума» - отсутствие дистанции, дистанция плотного обхвата, т.е. нахождения вплотную с противником.
Позиции
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Положение «сидзэнтай», с которого начинается большинство кихон ката – это естественное положение тела. Оно принимается следующим образом: одновременно с партнером, после выполнения поклона друг другу следует развести ноги (двигая левой ногой) на ширину плеч, и расслаблено опустить руки вдоль тела. Плечи должны быть опущенными, спина ровной. Колени должны быть немного согнутыми, точнее, не до конца выпрямленными. Ступни расположены параллельно в положение «хэйко дачи».
ПОЛОЖЕНИЕ С ВЫПАДОМ ВПЕРЕД
Следующей позицией, используемой в ката, является положение, которое принимает тело при шаге вперед к партнеру для проведения технического действий. Это движение вперед «дзэнкуцу». Позиция может быть выше или ниже, соответственно расстоянию между ногами. Руки могут занимать различные позиции, но в базовых ката это обычно «чудан камаэ». В этом случае руки должны располагаться на уровне корпуса. Это положение с локтями направленными вниз и ладонями, расположенными по центральной линии тела. Плечи должны быть опущенными, грудная клетка не расширена.
Положение тела при этой позиции может быть боком к противнику «омми», под углом 45 градусов «ханми», фронтально «шомэн» и обратное положение под углом 45 градусов «гьяку ханми». Чаще всего используется положение ханми и шомэн.
Позиция с выпадом вперед принимается почти во всех ката при отходе от партнера.
ПОЛОЖЕНИЕ С ВЫПАДОМ НАЗАД
В этой позиции «кокуцу» вес тела в большей степени лежит на сзади расположенной ноге. Основные положения, характерные для позиции с выпадом вперед соответствуют и данной позиции. Важно сохранить это положение достаточно устойчивым и мобильным. Ноги не должны быть разведены слишком широко, чтобы не открывать пах и позволить в любой момент произвести шаг и сменить позицию. Позиция выпада назад обычно является промежуточной и встречается в какой-либо фазе технического действия. Нога, расположенная впереди ни в коем случае не должна выпрямляться. Соблюдение этого условия несколько защищает коленный сустав от возможного удара противника.
ПОЛОЖЕНИЕ С ВЕСОМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ РАВНОМЕРНО НА ОБЕИХ НОГАХ
В ученических формах парное положение для большинства «катамэ но ката» принимается одновременно. Ноги принимают положение с согнутыми коленями «фудо дачи» - непоколебимая стойка, а руки проводят установленный для конкретной техники захват. Высота и ширина стойки может изменяться в зависимости от ситуации. На начальном этапе для освоения устойчивости применяется относительно широкая позиция, при которой, при опускании одной ноги на колено, расстояние между этим коленом и ступнёй будет примерно в два кулака. Тело в данном случае развернуто под углом 45 градусов друг к другу «ханми». В некоторых мастерских формах, тори вообще должен не копировать начальных действий уке и сразу же начинает установленную контратаку.
В ряде форм, позиция с весом, расположенным равномерно на обеих ногах может использоваться боком к противнику. Она также может быть низкой или высокой.
НИЗКИЕ ПОЗИЦИИ
В ката встречаются и низкие позиции, например, «шико дачи». Они редко являются стационарными и часто используются в качестве промежуточных в процессе исполнения технических приемов. Низкая стойка принимается для достижения лучшей устойчивости, большей мощи при использовании тела и увеличения дистанции (предела досягаемости техники). Также низкие позиции могут быть приняты после опрокидывания противника, т.к. в ряде случаев, из низкой позиции легче провести добивающий удар. Может быть использована такая позиция и для проведения воздействия на противника снизу вверх или во время его фиксации внизу.
РИТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
Для выполнения ритуального поклона принимается положение с прямыми ногами, разведенными под углом 45 градусов при сведенных пятках. В ряде Школ это положение называют «мусуби дачи». Руки с раскрытыми ладонями и выпрямленными пальцами располагаются на бедрах сбоку.
ПОЗИЦИИ НА ОДНОМ КОЛЕНЕ
В ката и в поединках часто возникают ситуации, требующие на какой-то промежуток времени занять положение стоя на одном колене. Например, при подъеме в стойку или в процессе выполнения какой-либо техники с приседанием. В основном, на начальном этапе применяется положение стоя на одном колене «катахиза дачи». Одна нога стоит на всей ступне, другая упирается в пол коленом и подушечкой ступни. В зависимости от ситуации, вес тела может смещаться в пределах площади опоры, переходя на впереди или на сзади расположенную ногу. Спина держится вертикально.
СИДЯЧИЕ ПОЗИЦИИ
На начальном уровне используется несколько позиций в положении сидя. Это положение сидя на коленях «сэйдза» и позиция со скрещенными ногами «фудодза». Первая используется в качестве ритуальной и боевой, вторая, обычно в качестве позиции отдыха или для выполнения каких-либо практик. Обе позиции предполагают прямую спину. В сэйдза, у мужчин между коленями должно быть расстояние в два кулака, у женщин в один кулак или колени могут быть сомкнуты.
Реально, в практике боевого искусства, для различных практических действий могут использоваться и более сложные положения сидя, например: «ханка фудза» – положение с одной ногой заведенной на бедро другой и «кекка фудза» – положение, при котором ноги скрещены и ступня правой ноги лежит на бедре левой, а ступня левой ноги лежит на бедре правой. Эти положения в ката не используются, а применяются для занятий дополнительными практиками.
РЭЙ-ХО - этикет
В глубоком понимании, этикет в боевых искусствах это психофизический прием, призванный подготовить необходимый умственный настрой. Это практический метод эффективного программирования самого себя для вхождения в иное состояние сознание. Без понимания этого, выполнение ритуальных действий в ката может остаться не более чем только данью традиции и пустыми движениями. Этикет ката непосредственно связан с состоянием готовности «заншин».
Все ката Бушинкан дзю-дзюцу начинаются и заканчиваются установленным ритуалом. На начальном уровне, этот ритуал составляют два вида поклона: поклон в положении стоя - «рицурэй» и поклон в положении на коленях - «дзарэй». В некоторых высших ката может использоваться также поклон на одном колене.
Техника Джиу-Джитсу
ХОДЗЁ НО КАТА - подготовительные формы
Подготовительные формы предназначены для отработки отдельных движений и развития навыков, составляющих боевую технику Школы. Основные движения, демонстрирующие главные принципы, включены в аттестационные формы. Однако тренировочный процесс только ими не ограничивается. Большинство движений, вошедших в ката, имеют несколько методов отработки. Кроме того, в тренировочном процессе, существуют разные варианты выполнения самой базовой техники. Эти варианты называются хэнко ваза.
К подготовительным относятся пять начальных форм:
- Укеми но ката – способы самостраховки.
- Аруки но ката – способы перемещения.
- Каваши но ката – способы ухода с линии атаки.
- Кузуши но ката – способы выведения из равновесия.
- Нуки но ката – способы освобождения от захватов.
УКЕМИ НО КАТА
Общее понимание укеми включает целый ряд технических разделов, каждый из которых важен для освоения Бушинкан Бу Дзюцу. Начальный уровень подготовки также включает множество технических действий укеми, которые являются составной частью ката боевых приемов. Например, при выполнении котэ кансэтсу но ката (формы болевых воздействий на сустав кисти) ассистент, которому проводится прием естественно смягчает болевое воздействие, опуская центр тяжести и приседая вниз, а также немного поворачивая атакуемую конечность. Это простое движение также является частью раздела укеми.
Тренируясь в укеми, следует не только освоить базовые методы самостраховки при падении, которые демонстрируются в аттестационной форме ката, но и выполнять ряд дополнительных специальных упражнений. Это различные виды простых акробатических приемов, полезные для развития координации движений.
5 методов спасения тела (укеми но гохо):
- Метод падения.
- Метод выпрыгивания.
- Метод смягчения болевого воздействия.
- Метод смягчения удара.
- Метод остановки движения противника.
В базовой программе существуют три формы выполнения самостраховки при падении. Они включены в экзаменационную форму.
СЁТОКЮ УКЕМИ: начальная аттестационная форма самостраховки при падении
- Самостраховка при падении назад (уширо укеми дзю).
- Самостраховка при падении вперед (мае укеми го).
- Самостраховка при падении на бок (йоко укеми дзю).
- Самостраховка при падении назад кувырком (уширо укеми кайтэн).
- Самостраховка при падении вперед кувырком (мае укеми кайтэн).
ХОНКЮ УКЕМИ: аттестационная форма самостраховки при падении базового уровня
- Самостраховка прыжком при падении назад (тоби уширо укеми дзю).
- Самостраховка прыжком при падении вперед (мае укеми дзю).
- Самостраховка кувырком при падении на бок (йоко укеми кайтэн).
- Самостраховка прыжком при падении вперед кувырком (тоби мае укеми кайтэн).
- Самостраховка прыжком с переворотом через голову (мае укеми кутэн).
КАЙСЮКЮ УКЕМИ: форма самостраховки при падении повышенной сложности
- Жесткое падение без смягчения назад (уширо укеми го).
- Жесткое падение без смягчения на бок (йоко укеми го).
- Самостраховка прыжком кувырком с поворотом (тоби гьяку мае укеми).
- Самостраховка при падении вперед кувырком без помощи рук (мутэ мае укеми кайтэн).
- Самостраховка при падении в сторону кувырком без помощи рук (мутэ йоко укеми кайтэн).
Кроме описанных технический действий самостраховки при падении, обладатели мастерских степеней изучают также «коноха укеми» - особо сложные, требующие высокой координации формы падений.
5 принципов выполнения мягкой самостраховки (укеми-дзю но гори):
- Присоединяться к движению противника.
- Округлить тело.
- Двигаться по кругу.
- Расслабиться.
- Сохранять позицию при подъеме или фиксации.
АРУКИ НО КАТА
Отработка базовых форм перемещения шагами Бушинкан Бу Дзюцу Аруки но Ката предполагает использование нескольких основных методов. В начале обучения применяется передвижение с руками, расположенными на бедрах. Глаза постоянно устремлены в точку, расположенную впереди. Затем используется стандартное чудан камаэ.
5 способов перемещения шагом (аруку но гохо):
- Естественным шагом (аюми аши).
- Приставным шагом (цуги аши).
- Боковым шагом (йоко аши).
- Поворачивающимся шагом (мавари аши).
- Круговым шагом с поворотом (ирими тэнкан).
Следует обращать внимание на то, чтобы в момент выполнения поворотов руки не опускались, создавая преграду между воображаемым противником и тренирующимся.
КАВАШИ НО КАТА
Уходы с линии атаки являются составляющей почти всех технических приемов Бу Дзюцу. После изучения и освоения базовой формы Бушинкан Бу Дзюцу Каваши но Ката, использующейся в аттестационной программе, следует перейти к более серьезным методам тренировки этого раздела.
Техника полноценного ухода от атаки противника состоит из нескольких разделов.
3 типа движения (сабаки но санхо):
- Движение ног (аши сабаки).
- Движение тела (тай сабаки).
- Движение рук (тэ сабаки).
5 способов уклона (каваши но гохо):
- Движение назад (уширо ми).
- Движение в сторону (йоко фури ми).
- Движение вовнутрь (кайшин).
- Движение наружу (рюсуй).
- Движение вниз (отоши ми).
Важнейшим аспектом, на который следует обратить внимание в процессе освоения каваши но ката является синхронизация движений тела, ног и, в некоторых случаях рук: «тай сабаки», «аши сабаки» и «тэ сабаки».
КУЗУШИ НО КАТА (ШОДЭН)
Базовая форма выведения из равновесия является необходимым вводным этапом для освоения почти всех технических действий Бушинкан дзю-дзюцу. В базовой технике используют восемь основных направлений выведения из равновесия «хаппо но кузуши».
8 методов выведения из равновесия (хаппо но кузуши):
- Выведение из равновесия вперед (мае).
- Выведение из равновесия назад (уширо).
- Выведение из равновесия вправо (йоко миги).
- Выведение из равновесия влево (йоко хидари).
- Выведение из равновесия вправо вперед (миги мае).
- Выведение из равновесия влево вперед (хидари мае).
- Выведение из равновесия вправо назад (миги уширо).
- Выведение из равновесия влево назад (хидари уширо).
Выполняя технику кузуши, важно сохранять прямое положение тела и следить за тем, чтобы не потерять собственный баланс в процессе движения.
Кузуши производится движением всего тела, а не только руками, захватывающими локти ассистента. Синхронизация движений всего тела является важным аспектом, на который необходимо обратить внимание в процессе такой тренировки.
НУКИ НО КАТА
Освобождение от захватов и обхватов входит в качестве составляющей части во множество технических действий тренировочной программы дзю-дзюцу. Периодически, следует тестировать себя, проводя захват максимально сильно, но, во время демонстрации ката, степень усилия должна быть средней.
10 способов освобождения от захвата (нуки но дзюхо):
- Освобождение от захвата вращением предплечья (ва нуки).
- Освобождение от захвата входом (йори нуки).
- Освобождение от захвата сведением рук (гассе нуки).
- Освобождения режущим движением (кири нуки).
- Освобождение от захвата толчком (оши нуки).
- Освобождение от захвата круговым движением (маваши нуки).
- Освобождение от захвата скручиванием тела (нэдзи нуки).
- Освобождение от захвата выкручиванием руки (хинери нуки).
- Освобождение от захвата ввинчиванием (цуки нуки).
- Освобождение от захвата болевым воздействием на точку (кюшо нуки).
Тренируясь в технике нуки но ката следует обращать внимание на то, чтобы после каждого приема нуки но ката, атакующий терял бы равновесие, а выполняющий освобождение постоянно сохранял бы баланс.
КИХОН НО КАТА - базовые формы
Базовые формы Школы необходимы для понимания основных принципов выполнения технических действий. Они представляют собой боевые приемы, являющиеся основными в рамках аттестационной программы на соответствующий уровень. Тренировочный процесс базовых форм многообразен, и включает в себя несколько основных методов. Кроме того, важным является понимание того, что большинство базовых технических элементов в процессе тренировки в виде отдельных движений может выполняться с рядом изменений основной формы, но без изменения главного принципа (хэнко вадза).
Данное учебное пособие включает только ката начального уровня «шодэн», которые соответствуют технической квалификации 1-го дана (шодан).
К базовым формам шодан-ги (технике первого дана) относятся.
Формы бросков (наге но ката):
- Броски ногами (аши наге но ката, аши гаке но ката и аши барай но ката).
- Броски бедром (коши наге но ката).
- Броски плечом (сеой наге но ката).
- Захваты за ноги (аши дори но ката).
- Опрокидывания атакой ног из позиции лежа (аши отоши).
- Броски с падением (сутэми но ката).
- Броски переворотом руками (тэ гурума но ката).
Формы контролей (катамэ но ката):
- Болевые воздействия на суставы пальцев (юби кансецу но ката).
- Болевые воздействия на локтевой сустав (хиджи кансецу но ката).
- Болевые воздействия на лучезапястный сустав (котэ кансецу но ката).
- Болевые воздействия на плечевой сустав (ката кансецу но ката).
- Удушения и сдавливания (шиме но ката).
- Формы ударов (атэми но ката).
- Блокирующие движения (уки но ката).
- Ударные движения (атэми но ката).
Для эффективного выполнения технических действий дзю-дзюцу необходимо работать всем телом и обеими руками, уходить с линии возможной атаки противника и выводить его из равновесия.
НАГЕ - броски
Броски дзю-дзюцу могут быть выполнены с использованием разных принципов, или комбинируя несколько из них.
5 принципов броска (наге но гори):
- Выведением из равновесия (кузуши).
- Подбивом (учи).
- Подставкой и толчком (таоши).
- Загружением (сутэми).
- Болевым воздействием (кансэтсу).
В свою очередь, эти разделы могут разделяться на подразделы. Например, броски подбивом (учи) могут выполняться в трех основных вариантах:
- учиаге - подбив вверх (о гоши, сеой наге, тэ гурума и др);
- учихараи - сметание по горизонтальной линии (хараи гоши, яма араши и др);
- учиотоши - подбив вниз (о сото гари и др).
Многие технические действия наге ваза могут быть применены в различных вариантах и входят во все указанные разделы.
Например, бросок через плечо (сеой наге) может выполняться:
- по принципу кузуши, т.е. без разрыва движения противника и практически без касания его спиной;
- по принципу учи, т.е. подбивом противника спиной;
- по принципу таоши, т.е. заставляя противника перелететь через подставленную спину в тот момент, когда он уже не может остановить свое движение;
- по принципу сутэми, вовлекая его в падение за собой;
- по принципу кансэтсу, заставляя его прыгнуть через ваше плечо для снятия нагрузки с локтевого сустава.
На продвинутом уровне, броски, выполняемые за счет подбива и загружения, практически исчезают из программы. Они трансформируются в айки наге, т.е. приемы, использующие принцип использования потока энергии противника. К броскам этого уровня относятся в основном кузуши наге и некоторые виды таоши.
АШИ НАГЕ НО КАТА
Форма бросков ногами первого уровня (аши наге но ката шодан):
- Подбив ноги «отхват» (о сото гари).
- Подножка под обе ноги (о сото гурума).
- Боковой переворот (аши гурума).
- Зацеп голенью изнутри (о учи гари).
- Передняя подножка (тай отоши).
Форма бросков ногами второго уровня (аши наге но ката нидан):
- Зацеп снаружи (сото гаке).
- Зацеп изнутри движением вовнутрь (учи гаке).
Вторая форма опрокидывания с помощью ног изучается на более высоком уровне. Она представляет собой методы зацепа ногой, при которых сам бросок осуществляется не выбиванием ногой, а толчком руками. Зацеп не позволяет противнику отступить и восстановить равновесие.
АШИ БАРАЙ НО КАТА
Эта форма, единственная в начальной программе, предполагает динамическое выполнение приемов. Ступня выполняет подбивающее движение, а руки выводят из равновесия. В аши барай но ката последовательность приемов определена направлением движения противника и динамикой проведения приема. Большая часть техник представляет собой подсечки и один прием является переворотом.
Форма подсечек (аши барай но ката):
- Задняя подсечка (ко сото барай).
- Боковая подсечка (дэ аши барай).
- Боковая подсечка в такт шагов (окури аши барай).
- Подсечка изнутри (ко учи барай).
- Переворот упором в колено (хиза гурума)
КОШИ НАГЕ НО КАТА
Броски с использованием бедра часто выполняются в спортивных соревнованиях и с успехом могут использоваться в реальной ситуации. В тренировках следует применять как статическую базовую форму, так и динамическую форму выполнения приемов с рывком или толчком.
Форма бросков бедром первого уровня (коши наге но ката шодан):
- Бросок через поясницу (о гоши).
- Бросок подбивом таза (уки гоши).
- Сметание бедром (харай гоши).
- Подбив бедром между ног (учи мата).
- Подбив сзади (уширо гоши).
СЕОЙ НАГЕ НО КАТА
Эта форма бросков через плечо использует последовательности, похожие на предыдущие. В процессе тренировки любой техники сеой наге необходимо акцентировать внимание на том, чтобы сохранять ровной спину.
Форма бросков через плечи первого уровня (сеой наге но ката шодан):
- Бросок через плечо захватом руки на плечо (иппон сеой наге).
- Бросок через плечо с подбивом бедра (сеой аге).
- Бросок через плечо с приседанием (сеой отоши).
- Бросок через плечо обратным входом с рычагом руки (гьяку сеой).
- Переворот через плечи (ката гурума).
АШИ ДОРИ НО КАТА
Опрокидывания захватами за ноги также рассчитаны в реальной ситуации на движение противника. Важно помнить, что руки в основной технике почти не используются для рывка за ноги, и бросок выполняется выведением из равновесия движением всего тела. Руки в данном случае исполняют роль преграды, не позволяющей противнику отойти и восстановить баланс.
Опрокидывания захватом за ноги (аши дори но ката):
- Выведение из равновесия с зацепом обеих ног (моротэ гари).
- Выведение из равновесия захватом бедра и толчком (кучики даоши).
- Опрокидывание захватом пятки (кибису гаеши).
- Опрокидывание упором в колено (хиза кузуши).
- Выведение из равновесия обратным захватом ног (сукуи наге).
Все приемы этого раздела предполагают опрокидывание за счет выведения из равновесия. Отрывать захваченную ногу от поверхности можно в тот момент, когда противник уже падает и, следовательно, это не требует приложения силы.
АШИ ОТОШИ
Эта форма опрокидывания относится к разделу самообороны «гошин-по». В ката входят три базовых метода сбивания противника на пол из положения лежа.
Опрокидывания из положения лежа (аши отоши но ката):
- Опрокидывание рычагом ноги (аши кансецу).
- Опрокидывание подбиванием в подколенный сгиб (аши басами).
- Опрокидывание обвиванием ноги (аши макикоми).
СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА
Сутэми наге это один из наиболее распространенных разделов технических действий, применяемых в спортивных состязаниях. В программе Школы Бушинкан существуют две базовые ката, приемы которых выстроены по следующим основным признакам: падение атакующего раньше падения атакуемого и падение совместно. В одном случае применяется выход в положение лежа на спине «мае сутэми ваза», а в другом случае используется падение на бок «йоко сутэми ваза».
Броски с падением на бок (йоко сутэми вадза):
- Передняя подножка с падением (уки ваза).
- Боковая подножка с падением (йоко отоши).
- Задняя подножка на пятке (тани отоши).
- Бросок боковым переворотом через грудь (йоко гурума).
- Передняя подножка затягиванием (йоко вакарэ).
Последовательность приемов, выполняемых в первой ката раздела сутэми наге определена направлением броска. Во всех случаях каждая техника заканчивается в классической позиции лежа на боку с одной вытянутой и одной согнутой ногой. Это положение считается оптимальным для выполнения бросков принципа йоко сутэми ваза.
Уки ваза выполняется при движении противника вперед. Особенно эффективен этот прием в момент толчка атакуемого в вашем направлении. Во многих случаях (вне ката) после броска проводится перекат на противника.
Йоко отоши предполагает, что противник движется в сторону. Нога просто создает преграду поре ногой противника, что не позволяет ему восстановить равновесие и приводит к опрокидыванию. Этот прием также часто используют с переходом верхом на противника.
Тани отоши выполняется с рывком за спину. Нога в этой технике производит активное выбивающее движение, что существенно увеличивает амплитуду приема.
Йоко гурума, один из часто исполняемых приемов раздела каеши – контратак. Он предполагает активное движение рукой снизу и затягивание противника с использованием всего веса своего тела. Техника переворота через грудь с падением является подготовительной к последующему приему.
Йоко вакарэ выполняется за счет затягивание и амплитудного (в базовой ката)движения ногой. В старом варианте йоко вакарэ применялся коротким движением, что более травмоопасно. На мастерском уровне этот бросок выполняется именно в таком виде. Йоко вакарэ часто применяется в качестве контрприема от большинства видов бросков вперед.
Броски с падением на спину (мае сутэми ваза):
- Переворот упором стопы в живот (томоэ наге).
- Переворот подсаживанием голени изнутри (суми гаеши).
- Переворот затягиванием (тавара гаеши).
- Переворот рычагом и подсаживанием предплечья изнутри (хидзикоми гаеши).
- Бросок подбивом ног (кани басами).
Tомоэ наге - вызывается движение партнера вперед. Оно может быть скрытым. Это движение считается базовым для данной формы. Вариантом (хэнко ваза) этого броска является «йоко томоэ», который часто используется в случае, когда противник двигается в широкой стойке или просто расположен боком.
Суми гаеши - применяется тогда, когда противник сблизился и не позволяет завести ногу для томоэ наге. В ката, во время выполнения приема нужно перекатываться верхом на атакуемого.
Тавара гаеши - выполняется тогда, когда противник стоит почти вплотную, резко сблизившись. Тогда он затягивается вниз под воздействием веса всего вашего тела. Подбивающее движение ногой в этом случае не необходимо.
Хиджикоми гаеши – прием, объединяющий болевой прием с броском. Он применяется в момент, когда атакуемый упирается рукой, не позволяя сблизиться на удобную для сутэми дистанцию. Правильно выполненное кузуши и болевое воздействие на локоть с использованием всего веса тела позволяет подойти к противнику сбоку и подбить его предплечьем изнутри.
Кани басами – единственный прием этого раздела, который не соответствует описанным выше принципам. Он выполняется обычно в виде контрприема против различных видов захватов ног и других технических действий. В этом броске, атакующий приземляется на ягодицы, используя подбивающее движение обеими ногами. В реальной ситуации, нога расположенная сверху может быть использована для добивания ударом пятки в голову, а нога расположенная снизу может успешно атаковать подобным ударом пах.
ТЭ ГУРУМА НО КАТА
Форма бросков раздела тэ гурума очень распространена в спортивных состязаниях дзю-дзюцу. Техника этого раздела предполагает выполнение подбива всем телом, а не руками, как это может казаться со стороны. В броске принимают участие сильные мышцы ног и корпуса. При правильном исполнении нагрузка на спину не является чрезмерной.
Броски переворотом (тэ гурума):
- Бросок переворотом внутренним входом (тэ гурума учи ирими).
- Бросок переворотом наружным входом (тэ гурума сото ирими).
- Переворот опрокидыванием (тэ гурума отоши ваза).
- Бросок переворотом обхватом спереди (какае гурума).
- Бросок переворотом обхватом сзади (гьяку какае гурума).
Основной ошибкой встречающейся во всех техниках этого раздела является непрямое положение спины, что может привести к травме позвоночника. Особое внимание необходимо уделять избежанию излишней нагрузки на позвоночник.
КАТАМЭ – КОНТРОЛИ
Контроли включают в себя методы иммобилизации, воздействия на суставы, удушения и давления на болевые точки и зоны. Все они относятся к большому разделу катамэ ваза.
КАНСЭТСУ
Болевые воздействия на суставы также делятся на собственно болевые приемы, приводящие к травме или к подчинению, а также на способы удержания «осае ваза» и способы конвоирования «идо гатамэ». Внешняя форма приемов в этих случаях похожа, за исключением того, что целью осае является полная или частичная иммобилизация противника, обычно, когда он находится в положении лежа, а целью идо гатамэ является получение возможности передвигаться с ним в нужном направлении, лишив его болевым воздействием возможности контратаковать.
5 принципов контроля конечности (кансэтсу но гохо):
- Перегибание против естественного сгиба (хишиги).
- Сгибание в естественном направлении (татами).
- Выкручивание конечности наружу (маку).
- Выкручивание конечности вовнутрь (хинери).
- Сдавливание мягких тканей и ущемление нервов (дзэмэ).
Некоторые из указанных методов могут быть направлены как против сустава руки или ноги, так и против позвоночного столба.
Важный пункт для всех приемов раздела болевых воздействий на суставы: с момента взятия противника на болевой контроль, он продолжается до конца, т.е. не должно быть ни одного момента, когда, во время проведения технического действия болевое воздействие проходило бы раньше, чем вы отпустили противника. В большинстве техник этого раздела уровень болевого воздействия должен непрерывно нарастать, достигая пика в финальной части приема.
ЮБИ КАНСЕТСУ НО КАТА
Болевые воздействия на пальцы рук являются крайне эффективной техникой, потому что используются против слабых частей тела. Тренироваться в выполнении таких приемов нужно осторожно, т.к. сложно контролировать степень воздействия и можно довольно легким усилием травмировать партнера.
Болевые воздействия на пальцы рук (юби кансетсу но ката):
- Рычаг пальцев движением вниз (юби отоши).
- Рычаг пальцев движением вверх (юби аге).
- Скручивание пальцев замком (юби гарами).
- Сжатие согнутого большого пальца (ойя гороши).
- Выкручивание мизинца (ко гороши).
ХИДЖИ КАНСЕТСУ НО КАТА
Формы болевых воздействий на локтевой сустав являются одними из наиболее часто применяемых болевых приемов в спортивных соревнованиях. Они также крайне эффективны в реальных ситуациях. В системе дзю-дзюцу Бушинкан, методы контролей локтевого сустава выполняются в нескольких вариантах: на начальном уровне в виде «осае ваза» - контроля и удержания, на уровне второго дана в виде «наге ваза» - броска с помощью болевого воздействия на сустав. Техника такого, продвинутого уровня рассчитана на работу с несколькими противниками, когда одним захваченным защищаются от другого нападающего.
На начальном этапе проводится полноценный захват, после которого выполняется удар открытой рукой в лицо и болевое воздействие на кисть. На продвинутом уровне, встречный удар производится одновременно с попыткой захвата. На более высоком уровне ката обогащается различными дополнениями ударной техники и точечных воздействий.
Болевые воздействия на локтевой сустав (хиджи кансетсу но ката):
- Рычаг локтя боком (ваки гатамэ).
- Рычаг локтя обвивом (хиджи макикоми).
- Рычаг локтя захватом подмышкой (каннуки гатамэ).
- Крестообразный рычаг локтя (удэ дзюдзи гатамэ).
- Рычаг локтя через плечо (ката гатамэ).
КОТЭ КАНСЕТСУ НО КАТА
Болевые воздействия на кисть являются, вероятно, одними из древнейших боевых методов дзю-дзюцу. В дзю-дзюцу этот раздел на мастерском уровне является одним из наиболее важных.
Важнейшим аспектом выполнения этой формы является правильное приложение силы. Давление должны быть произведены всем корпусом, а не только руками.
Болевые воздействия на кисти (котэ кансетсу но ката):
- Дожимание кисти в сторону естественного сгиба (котэ ори).
- Опрокидывание, воздействием на перевернутую кисть (котэ отоши).
- Скручивание согнутой кисти (котэ маваши).
- Выкручивание кисти в вертикальной плоскости (котэ хинери).
- Узел кисти (котэ гарами).
КАТА КАНСЕТСУ НО КАТА
Болевые воздействия на сустав плеча обычно применяются на ближней дистанции, когда противник притянул вас к себе, сильно согнув руки в локтях.
Болевые воздействия на плечи (ката кансетсу но ката):
- Выворачивание плеча наружу замком (они кудаки).
- Выворачивание плеча наружу захватом подмышку (гедзя дори).
- Выворачивание плеча наружу внешним обвивом (рю отоши).
- Заведение руки за спину (ура ката-ха).
- Опрокидывание заведением руки через плечо (шихо отоши).
Все техники этой ката выполняются с движением всего тела, а не за счет рук.
ШИМЕ НО КАТА
3 метода удушающего воздействия (шиме но сампо):
- Дыхательное удушение.
- Кровяное (артериальное) удушение.
- Удушение сдавливанием тела в области диафрагмы и легких.
Дыхательное удушение предполагает сдавливание дыхательного горла, что приводит к потере сознания из-за недостатка кислорода.
Кровяное удушение – это пережимание сонных артерий, что приводит к потере сознания из-за прекращения поступления крови в головной мозг.
В случае сдавливания тела травмируются внутренние органы.
Удушающие приемы сзади (шиме но ката уширо ваза):
- Удушение предплечьем сзади (уширо дзимэ).
- Удушение замком сзади «без захвата за одежду» (хадака дзимэ).
- Удушение воротником сзади (окури эри дзимэ).
- Удушение упором из под плеча (ката-ха дзимэ).
- Крестообразное удушение переворотом сбоку сзади (содэ гурума дзимэ).
- Удушающие приемы спереди (шиме но ката мае ваза).
- Удушение предплечьями с обеих сторон (кататэ дзимэ).
- Удушение обеими ногами (риоаши дзимэ).
- Удушение крестом ладонями к себе (гьяку дзюдзи дзимэ).
- Сдавливание корпуса обеими ногами (до дзимэ).
- Удушение крестом (ката дзюдзи дзимэ).
Важнейшим аспектом выполнения всех приемов первой ката является предварительное выведение из равновесия сидящего партнера.
АТЭМИ НО КАТА
Ударная техника дзю-дзюцу очень разнообразна и делится на несколько основных разделов. Однако на начальном уровне важно освоить только основные методы нанесения ударов руками и ногами.
Принцип «иккэн хисацу» - одним ударом наповал, заимствованный из кэн-дзюцу, полностью применим к базовым ударам дзю-дзюцу. Существует целый ряд принципов применения удара дзю-дзюцу. Каждый из них соответствует определенной цели: травмировать, вызвать определенную реакцию, отвлечь внимание и т.д. Используя принцип кен тай ичи йо – тело и оружие едины, удары могут наноситься разными частями рук и ног, а также головой и телом.
8 методов удара рукой (тэ-атэ но хаппо):
- Колющий (цуки).
- Проникающий (цуккоми, учикоми).
- Рубящий (кирикоми).
- Режущий (кири).
- Проносной (фури).
- Толкающий (оши).
- Хлесткий (хаку).
- Захватывающий (какэ).
5 методов нанесения удара ногой (аши-атэ но гохо):
- Проникающий (керикоми).
- Подбивающий (кериаге).
- Проносной (фури).
- Штампованный (фуми).
- Толкающий (оши).
3 принципа нанесения удара головой (атама-атэ но сампо):
- Проникающий (цуккоми, учикоми).
- Колющий (цуки).
- Проносной (фури)
Дзю-Дзюцу также включает в себя раздел тайги – работы телом, к которому относятся различные способы нанесения ударов или толчков бедром, спиной и плечом.
Все удары направлены в разные уровни, что усложняет противнику возможность эффективной защиты.
Первая комбинация «иппонмэ» представляет собой прямолинейную атаку, направленную на отступающего и пытающегося разорвать дистанцию противника.
Вторая комбинация «ниппонмэ» учит сближению и вхождению в ближний бой на дистанцию захвата.
Третья комбинация «санбонмэ» учит ударной атаке, направленной на противника, который, блокируя, пытается зайти за спину, не разрывая при этом дистанцию.
Первая форма нанесения ударов (атэми но ката иппонмэ):
- Прямой удар с шагом (ой цуки).
- Удар сзади расположенной рукой (гьяку цуки).
- Прямой удар ногой (мае кеаге).
- Круговой удар ногой (маваши гери).
- Удар рукой сверху в сторону (саю учи).
Важнейшим аспектом техники является синхронизация движений ногой, телом и рукой. Это позволяет значительно увеличить силу удара, т.к. сила движения тела и руки объединяются. Также объединяется скорость движения руки и ноги.
Вторая форма нанесения ударов (атэми но ката ниппонмэ):
- Удар рукой наотмашь (ура йокомэн учи).
- Удар сзади расположенной рукой (гьяку цуки).
- Круговой удар ногой в нижний уровень (гедан маваши гери).
- Удар коленом с захватом головы руками (хиза кеаге).
- Круговой удар локтем (маваши эмпи учи).
Третья форма нанесения ударов (атэми но ката санбонмэ):
- Круговой удар ребром ладони с шагом (омотэ йокомэн учи).
- Удар сзади расположенной рукой (гьяку цуки).
- Круговой удар ногой (маваши гери).
- Удар ногой назад с поворотом на 180 градусов (уширо кекоми).
- Удар рукой наотмашь (ура йокомэн учи).
УКЭ НО КАТА
Методы блокирования ударной атаки в дзю-дзюцу также представляют множество техник. Для защиты от основных атак применяются характерные для дзю-дзюцу движения. На начальном этапе тренируются мощные движения, отбивающие атаки противника «харай укэ» и атакующие его конечности в болезненные места «кимэ укэ». На продвинутом этапе следует использовать мягкие, отводящие движения «нагаши укэ».
Указанные ниже методы защиты выполняются как руками, так и ногами.
10 методов защиты (уке но дзюхо):
- Сбивание (харай уке).
- Затягивание (нагаши уке).
- Атака конечности (атеми уке).
- Шлепок смещение (хаку уке).
- Обтекание (окури уке).
- Сковывание (осае уке).
- Встречное вытеснение (ирими уки).
- Выведение из равновесия (кузуши уке).
- Прихват (каке уке).
- Захват (цуками уки).
На начальном этапе в программу Школы включены несколько базовых элементов, которые составляют основную тренировочную и аттестационную форму.
Форма блокирования ударов (уке но ката):
- Высокий блок (ува укэ).
- Блокирование снаружи вовнутрь на среднем уровне (сото укэ).
- Сметание на нижнем уровне изнутри наружу (гедан барай).
- Сметание на нижнем уровне снаружи вовнутрь (сото гедан барай).
- Затягивающий блок изнутри наружу (каке укэ).
Движения корпуса должны быть синхронизированы с выполнением блокирующих движений. Это делает технику более мощной и эффективной.
Тело в положении «ханми» - развернуто под 45 градусов по отношению в противнику.
Вторая техника сото укэ выполняется с движением тела назад в фудо дачи. При этом вес тела равномерно расположен на обеих ногах. Тело развернуто боком в положение «омми».
Третья техника – гедан барай выполняется на начальном этапе кулаком, т.к. положение с открытой ладонью может быть травмоопасным при мощной атаке ногой. Тело развернуто в положение «ханми», т.е. полубоком к противнику.
Четвертый прием, сото гедан барай выполняется с возвратом в положение фудо дачи с акцентированным движением корпуса. Тело развернуто боком в положение «омми».
Последняя техника каке укэ выполняется с движением всего тела изнутри наружу раскрытой рукой. Тело разворачивается фронтально и принимает положение «зэмми».
КО-БО НО КАТА (ФОРМА АТАКИ И ЗАЩИТЫ)
На начальном этапе, для парной работы представлена только первая атакующая комбинация. Для блокирования используются изученные технические действия. В них происходит некоторое объединение приемов и вводится техника «йоко дзюдзи укэ», представляющая собой крестообразный блок. Этот блок происходит из объединения техник «гедан барай» и «сото укэ».
При выполнении «ко-бо но ката» последовательность приемов укэ вадза следующая: при атаке из левосторонней позиции, с шагом назад выполняется миги ува укэ в дзэнкуцу дачи, затем, той же рукой со смещением тела назад миги сото укэ, потом с шагом назад и со сменой стойки проводится сото гедан барай. От высокого удара ногой уходят по направлению удара с хидари йоко дзюдзи укэ и, завершающий удар блокируют миги каке укэ, выводя партнера из равновесия и смещаясь в сторону и немного за спину противнику.
КЭЙКО РАНДОРИ - учебные схватки
Существует множество видов «рандори», которые используются на разных этапах тренировочного процесса. В основном, эти виды спарринга делятся на заранее запрограммированные и на свободные. Кроме того, они могут быть групповыми и включать в себя использование различных видое оружия. Тренировочные поединки могут проводиться в защитном снаряжении или без него. В общем, классифицировать тренировочные виды рандори можно следующим образом:
- КЭЙКО ЯКУСОКУ КУМИТЭ – тренировочные запрограммированные поединки;
- КЭЙКО ДЗИУ РАНДОРИ – тренировочные свободные поединки;
- КЭЙКО ФУТАРИ РАНДОРИ – тренировочные групповые схватки;
- КЭЙКО КУМИБУКИ – тренировочные схватки с оружием.
Также, ряд направлений включает ШИАЙ КУМИТЭ – состязательные схватки.
В итоге, все тренировочные методы спарринга ведут к возможности применять технику в ДЗИССЭН – реальном поединке.
Каждый из вышеуказанных видов тренировки в свою очередь подразделяется на несколько основных видов.
КЭЙКО ЯКУСОКУ КУМИТЭ
Тренировочные запрограммированные схватки являются важной частью общего процесса тренировок и вводятся в программу уже на ученическом уровне. Эти виды спарринга включают в себя несколько основных методов тренировки.
ЯКУСОКУ КИХОН КУМИТЭ - условный поединок с использованием классической техники и заранее определенным моментом атаки.
ЯКУСОКУ РАНДОРИ - условный поединок со свободной контратакой и с атакой, проведенной в произвольный момент времени. В обоих случаях, форма атаки определена заранее. В кихон кумитэ, форма контратаки строго определена, в якусоку рандори, можно контратаковать произвольно.
КЭЙКО ДЗИУ РАНДОРИ
Тренировочные свободные (или полусвободные поединки) вводятся в программу обучения тогда, когда начальный уровень освоения базовой техники уже достигнут. Этот метод тренировки развивает комбинанационное мышление, чувство дистанции, боевой дух и многие иные важные качества. Т.к. речь идет о тренировочных методах, на применение технических приемов накладывают ряд ограничений. Для их максимального уменьшения можно использовать различные ограничения на приложение силы в ударах и приемах или использовать защитное снаряжение.
ХАНГО РАНДОРИ – поединок вполсилы (с ограниченым контактом). В этом виде тренировочного свободного спарринга разрешена большая часть техники, однако метод её применения ялвяется не силовым. Этот вид схватки позволяет отрабатывать в свободных условиях большое количество технических действий и страхует партнеров от серьезных повреждений, при этом, оставаясь вполне серьезным и опасным.
БОГУ РАНДОРИ – поединок в защитном снаряжении. Этот вид поединка усложняет возможность проведения некоторых технических действий, связанных с захватами, но позволяет мощьно и сильно выполнять ударную технику.
КЭЙКО ФУТАРИ РАНДОРИ
В этот раздел входят различные виды тренировочной групповой схватки. Обычно, техника и методы тренировки такого рода вводятся по достижении хорошего технического уровня.
НИНИН (САННИН) РАНДОРИ - тренировочная схватка с двумя или тремя противниками. Как правило, этот метод довольно условный. Он вырабатывает важные качества, необходимые для реального поединка. Часто, в подобных тренировках заранее определены действия атакующих и свободна форма контратаки. В ряде случаев атакующие работают в свободной манере, но однотипно, т.е. выполняют задание (захватить, опрокинуть, удержать и прочее). Можно также заранее определить форму контратаки, например, дав задание выполнять против атакующих технику одного конкретного ката.
ГУМИ РАНДОРИ – это схватка между группами. Подобный тренировочный метод, скорее тактического, чем технического характера. Он важен для сотрудников охранных служб, военных и сотрудников подразделений специального назначения. В тренировочном процессе используется по достижении хорошего технического уровня. Предварительно, ученики должны быть ознакомлены с техникой взаимопомощи и приемами специального раздела группового боя.
КЭЙКО КУМИБУКИ
Тренировочные поединки с использованием оружия – это важная часть любого вида боевого искусства. Он включает в себя несколько разделов:
БУКИ ДОРИ – схватка безоружного против вооруженного. Этот метод тренировки включен в программу еще до достижения мастерского уровня, и в виде рандори представляет собой форму свободного или полусвободного спарринга, развивающего качества, необходимые для освоения обезоруживания. При этом, форма атаки и контратаки может быть запланированной или абсолютно произвольной, по заданию преподавателя.
БУКИ ВАДЗА – методы использования оружия. Этот вид рандори предполагает использование оружия от оружия и использование оружия против безоружного (например, после того, как участник завладел оружием противника).
ШИАЙ КУМИТЭ
Соревновательные схватки могут выполняться по различным правилам с большей или меньшей свободной действий участников. Бушинкан использует три основных вида безоружного спортивного поединка: ДЗЮ-ХО РАНДОРИ – свободная борьба без использования ударов, ИРИГУМИ-ДЗЮ и ИРИГУМИ-ГО – полноконтактные поединки с возможностью применять удары, броски, болевые и удушающие приемы с большим или меньшим количеством ограничений.
КИХОН-ИДО НО КАТА
Динамическая тренировка приемов дзю-дзюцу может выполняться в нескольких вариантах: без активных действий партнера или с ними.
- Выполнение техники входящей в ката из обоюдного захвата на несопротивляющемся партнере, двигающемся назад, вперед, в сторону.
- Выполнение техники входящей в ката на партнере, тянущем или толкающем назад, вперед, в сторону или по кругу и пытающемся занять устойчивое положение.
Эти методы тренинга предназначены для отработки практически всех приемов, входящих в ката и выполняющихся в стойке. Ряд технических действий можно выполнять в позиции на коленях или лежа. Разумеется, некоторые технические действия следует применять только при движении вперед или назад.
ИРИМИ ВАДЗА
Для того, чтобы эффективно применять приемы дзю-дзюцу в реальной схватке нужно освоить методы входа «ирими ваза». Эта техника не входит в аттестационные формы кихон ката, но является важным аспектом тренировочного процесса.
Входы для выполнения технических действий можно условно классифицировать на приемы, выполняемые с движением вперед и на приемы, выполняемые с движением назад.
Движение вперед «мае вадза» включает:
- Ойкоми – выполнение приема с шагом вперед.
- Маварикоми – выполнение приема, входя с поворотом.
Ойкоми – прямолинейный вход с шагом вперед. Эта техника наиболее ярко представлена в базовых аттестационных бросковых формах Бушинкан дзю-дзюцу. Она является начальной для большинства технических действий. Прием может быть проведен, как с поворотом, так и без него.
Маварикоми – амплитудный вход с поворотом тела. Эта техника предполагает амплитудный шаг расположенной сзади ногой. При этом тело поворачивается примерно на 180 градусов (в зависимости от необходимости, используются различные углы поворота). В ряде случаев, для маварикоми проводят подготовительный шаг левой ногой, при котором, несмотря на опасность позиции, возможно даже скрещивание. Часто эту технику используют при входе сбоку. Маварикоми часто выполняется в таких бросковых техниках, как «тай отоши», «сеой наге» и «харай гоши». В технике болевых приемов, этот метод проявлен в «ваки гатамэ». Это хороший метод выполнения атакующих приемов.
Движение назад «уширо ваза» включает:
- Хикидаши – выполнение приема с шагом назад и затягиванием.
- Дэбана – выполнение приема на месте на шагающем вперед противнике .
- Хикидаши – затягивание противника с шагом назад и выполнение приема с поворотом. Этот метод применим практически для большинства технических действий, входящих в базовые ката. Для выполнения хикидаши нужно сделать шаг назад, увлекая противника за собой. Прием проводится без паузы, т.е. шаг перетекает непосредственно в прием. Техника хикидаши идеально выполняется в момент, когда противник шагает вперед и пытается оттолкнуть вас. Используя энергию его движения нужно поддаться, отшагнуть назад, увлекая его за собой и применить избранный прием.
- Дэбана – прием, также выполняемый в момент движения противника на вас, но проводимый практически на месте, без шага назад. Этот метод ярко продемонстрирован в техниках из раздела аши наге. Все приемы, проводящиеся под шагающую ногу противника, например «ко учи барай» и «о учи гари», выполняются с использованием дэбана. Также этот метод можно использовать в других приемах.
Представленные выше методы входа имеют ряд разновидностей. Одним из популярных способов отработки является тобикоми – вход прыжком с большой дистанции. Этот прием условно можно назвать подвидом описанного ранее метода «ойкоми». Техника такого рода наиболее ярко представлена при отработке «сеой наге», но также успешно применяется для освоения других атакующих технических приемов дзю-дзюцу.
Дополнительным упражнением, полезным для отработки отдельных технических действий базовых ката, является «нидан бики» – атака, выполняемая в две стадиями. Особенно эффективен этот метод для тренировки некоторых приемов из раздела аши барай. Первая атака - шаг выполняется для создания удобной дистанции, а второе движение, включающее в себя подтягивание другой ноги, уже представляет собой сам прием высекания.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ
РЭНДЗОКУ ВАДЗА - методы комбинирования
3 метода комбинирования (рэнзоку но сампо):
- Ложная и реальная атака (рэнзоку шодэн).
- Реальная атака и действия, соответственно реакции противника (рэнзоку чудэн).
- Программируемая реакция противника на первую атаку и следующая реальная атака (рэнзоку окудэн).
РЭНЗОКУ ШОДЭН
Первым методом комбинирования технических действий Бушинкан Бу Дзюцу является выполнение цельного приема, состоящего из отдельных движений различных разделов. Например, выполнение блока из раздела уки ваза сменяется нанесением удара из раздела атэми ваза, затем переходит в опрокидывание или бросок из наге ваза и завершается болевым контролем из кансетсу ваза. Эта схема предполагает совершенное владение каждым конкретным техническим действием.
Следующим, более сложным вариантом создания комбинации является объединение финта (имитации попытки проведения приема) с реально проводимым техническим действием. Эта техника также считается начальной и относится к разделу шодэн. В качестве примера можно привести стандартную комбинацию, состоящую из имитации захвата ног, при которой противник наклоняется для защиты от опрокидывания, а атакующий в этот момент выпрямляется и, пользуясь более высокой позицией, захватывает шею противника подмышку и проводит болевое воздействие на шею.
РЭНЗОКУ ЧУДЭН
Комбинирование на среднем уровне предполагает владение принципом присоединения к движению противника. Приемы выполняются с учетом того, что противник реагирует на применяемое вами действие и сопротивляется, не давая возможности провести его до конца. В зависимости от его реакции выбирается наиболее оптимальная форма последующего технического приема.
Для освоения этого раздела следует проводить тренировки не только в статическом, но и в динамическом режиме.
РЭНЗОКУ ОКУДЭН
Комбинирование на уровне окудэн это развитие возможности программировать движения противника, предугадывая его возможную реакцию на проводимые вами действия.
В этом разделе, сознательно выполненное вами какое-либо техническое действие атаки или контратаки привлекает к себе внимание противника, что создаёт возможность для другой атаки, незащищенное место, позволяющее вам нанести удар или провести прием.
На высоком уровне овладения этим искусством, необходимость в имитации каких либо приемов для вызова запланированной реакции у противника отпадает. Любое движение мастера, будь это наклон головы, смена позиции или просто взгляд, приводит к нужной ситуации и выстраивает поединок по желаемому для него сценарию.
КАЕШИ ВАДЗА - СПОСОБЫ КОНТРАТАКИ
Существует несколько основных принципов, по которым строится контратакующая тактика. Их применение зависит от уровня последователя боевого искусства.
3 метода контратаки (каеши но сампо):
- Остановка действия противника и последующее действие (каеши шодэн).
- Контрдействие синхронно движению противника (каеши чудэн).
- Программирование противника действием и соответствующая контратака (каеши окудэн).
Контратакующие действия предполагают овладение искусством остановки атаки и искусством ее трансформации, т.е. видоизменения. В Бушинкан Дзю-Дзюцу этот раздел считается очень важным и осваивается на мастерском уровне.
Согласно базовой программе Бушинкан Дзю-Дзюцу, существуют пять основных методов противодействия атаке противника, которые соответствуют метафизической схеме пяти первостихий.
Глубокое понимание связи метафизических концепций и реализация их в реальном физическом мире является важным аспектом освоения полного объема знаний Школы, однако, на начальном мастерском техническом уровне также возможно изучение следующих принципов и методов, а также различных практик внутреннего содержания, которые описаны в других методических пособиях.
5 видов и принципов контрдействий (каеши но гохо):
- Движение вниз (отоши) - использование принципа земли (чи).
- Движение назад (уширо) - использование принципа воды (суй).
- Движение вперед (мае) - использование принципа огня (ка).
- Движение по кругу наружу (маваши омотэ) - использование принципа ветра (фу).
- Движение по кругу вовнутрь (маваши ура) - использование принципа пустоты (ку).